Размышления про обращение со старцами

Дерзкое, неуважительное обращение со старцами тем возмутительнее, чем трогательнее попечение Господа о поддержании уважения к ним.

Господь чрез Моисея заповедует Израилю касательно того, как должно вести себя в отношении к старцам: пред лицем седаго востани, и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32), т. е. кто бы и каков бы ни был старец, будь к нему вежлив и почтителен. Не все старцы достойны почтения по личным своим качествам, но все имеют на него право по своему возрасту, по своим сединам. Оскорблять их непочтительностью нельзя безнаказанно. По немощи своей они не всегда могут сами оградить и защитить себя от оскорблений; зато они имеют в Боге сильного защитника и отмстителя. Побойся Бога и Его гнева. Немало старцев, которых по долгу начальника или по христианской любви должны вразумлять или удерживать от каких-либо непохвальных действий люди молодые. Но люди молодые и в отношении к таковым старцам должны поступать как можно мягче и почтительнее. Апостол Павел пишет молодому епископу Тимофею: старца не укоряй, но увещевай, как отца… стариц, как матерей (1 Тим. 5, 1 и 2). Если с сыновним почтением должны относиться к старцам даже и те из молодых людей, которые имеют власть над ними, то не более ли почтительны к ним должны быть другие?

Долголетие есть одно из вожделенных благословений, обещанных Богом в награду людям, верно служащим Богу, боящимся и чтущим Его.

Следовательно, отказывать в почтении старцам значит пренебрегать благословение Божие, о котором свидетельствует старческий возраст. Служите Господу вашему и Он благословит вас, говорит Моисей Израилю от лица Божия, и в числе сих благословений упоминает о долголетии: число дней твоих сделаю полным (Исх. 23, 25 и 26).

Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение (Втор. 5, 33). Соломону Господь сказал: аще пойдеши путем Моим сохранити заповеди Моя и повеления Моя, якоже хождаше Давид отец твой, умножу дни твоя (3 Цар. 3, 14). Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Притч. 10, и 26)еще: венец славы — седина (там же, 16, 31). Господь также обещает благословить старостью почтительных к родителям:почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои (Исх. 20, 12).

Но старость есть благословение или милость Божия не только для благочестивых и добродетельных, но и для равнодушных к своему спасению.

Если одним эта милость дается в награду за благочестие и добродетели, то другим в поощрение к покаянию и исправлению. Бог долготерпит их недостоинству, ожидая от них плодов покаяния и добродетели, подобно тому как садовник, упоминаемый в притче Спасителя, не спешит срубить смоковницу, уже три года не приносившую плода, и надеется, что если оставит ее еще на год, то она, при тщательном уходе за нею, может быть, принесет плод (см. Лк. 13, 6—9). Милосердый Господь самим долголетием призывает к покаянию старцев, которые дотоле были беспечны в деле спасения. И горе им, если они не принесут плодов, каких ожидает от них Господь, предлагающий им все средства спасения чрез Свою святую Церковь: и молитвы, и таинства, и чтение Писания, и внушения пастырей Церкви. Да устрашит их участь обреченной на сруб бесплодной смоковницы.