Что такое старость (размышления)

Старостью в собственном смысле называется преклонный возраст нашей жизни.

Говорим «в собственном смысле», потому что есть немало людей, по летам еще не старых, но которых преждевременно сделали дряхлыми стариками или болезнь, или скорби, или пороки.

Было время, когда жизнь человеческая продолжалась несколько столетий и старость наступала поздно. Это было во времена патриархов, до потопа и после потопа, до Авраама, который умер на 175-м году. Нельзя не признать в долголетии патриархов особенного действия Промысла Божия: чем долее жили в свете патриархи, тем быстрее размножался род человеческий, тем богаче становились они опытами жизни и благоразумием и, следовательно, тем способнее являлись к тому, чтобы быть руководителями молодых поколений, что особенно нужно было в детском, первобытном состоянии человечества, — тем благонадежнее сохранялось Божественное откровение и благочестивые предания между чтителями Истинного Бога. В то время когда не было писанного слова Божия, патриархи были живою, самою верною книгою откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так, например, Ной, живший до потопа 600 лет, мог беседовать с Енохом, сыном Сифовым, а отец Ноя, Дамех, мог беседовать с самим Сифом, сыном Адама; вследствие сего не только позднейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. Кроме особенного промышления Божия, долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил природы, еще не в такой степени, как впоследствии, растленной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, ибо чем меньше было предков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, — все это такие обстоятельства, которые составляют преимущество времен первобытных пред позднейшими. С течением времени жизнь человеческая сократилась до пределов, о которых еще Моисей сказал: «Дней лет наших всего до семидесяти лет, а при большей крепости — до восьмидесяти лет» (см. Пс. 89, 10). Впрочем, здесь берется среднее количество, ибо и после встречались, и ныне встречаются примеры людей, живущих до ста и даже ста пятидесяти лет. Сам Моисей, оплакивающий скоротечность человеческой жизни, умер ста двадцати лет, и притом в крепости сил телесных: зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась (Втор. 34, 7).