Во-первых, Господь Бог наш посредством этого тяжкого наказания дает нам познать грехи наши и гонит нас этою лозою к покаянию, к молитве и к смирению, чтобы мы детски, смиренно поклонились Ему до земли, просили о милостивом прощении грехов и во время благодатное, и в день спасения; пока еще пространно отверсты нам благие и благодатные недра Иисуса Христа, дверь благодати и златые врата небесные, обратились и усердно, прилежно, непрестанно молили об отвращении или облегчении наказания. И при таком смиренном молении должны мы утешаться дорогими обетованиями:

 Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю (Ис. 1, 18);

Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился… и жив был (Иез. 33, 11).

При этом мы должны часто и прилежно размышлять об этой дорогой клятве Божией.

Господь… долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3, 9).

Во-вторых, должны мы, утверждаясь на этих утешительных обетованиях, от всего сердца обращаться к Ходатаю и Искупителю нашему Иисусу Христу, в Котором все обетования Божии суть истина. Потому мы должны с крепкою верою размышлять о том, что Сын Божий дан нам от Небесного Отца Своего для того, чтобы Ему быть для нас врачом, кладезем спасения, прибежищем во всякой скорби, помощником в бедах, исцелением против всякого человеческого бедствия и страдания, против всякой болезни и заразы и против смерти. Должны смиренно призывать Его и говорить:

«Господи Иисусе Христе! Я не знаю в великой напасти моей, куда мне прибегнуть, как только к Тебе, единственному Спасителю моему и престолу благодати, поставленному предо мною Богом, Небесным Отцом моим. Ты же и призывал к Себе все огорченные сердца и сказал: «приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». Господи! поступи со мною по великой любви и верности Твоей, как поступал Ты от начала со всеми бедными грешниками, приходившими к Тебе. Простри руку Твою надо мною и покрой меня, да не буду смертельно отравлен этою заразою. Простри руку Твою, прикоснись ко мне и исцели меня, как прикоснулся Ты к прокаженному и исцелил его. Возрадуй меня помощью Твоею и утешь меня Твоею милостью, потому что Ты послан Небесным Отцом Твоим исцелять сокрушенных сердцем, утешать всех плачущих; да возмогу и я сказать со святым Твоим: истинно знаю, что кто служит Богу, тот после искушения бывает утешен и избавлен от скорби и после наказания обретает милость, потому что Ты, возлюбленный Боже, не веселишься погибелью нашею, так как после грозы повелеваешь Ты сиять солнцу и после стенания и плача обильно изливаешь на нас веселье. Гнев Господень на мгновение; вечером приходит плач, а наутро торжество. Сеющие со слезами пожнут с радостным пением. Идет и плачет несущий семена свои для сеяния — пойдет с радостными восклицаниями несущий снопы свои. На малое мгновение оставил Я тебя, но милостью вечною помилую тебя. Даруй мне, Господи Иисусе Христе, твердо веровать этим обетованиям и во имя Твое быть милостиво услышану. Аминь».

В-третьих, должны мы потом терпеливо предать себя в милостивые руки Всемогущего Бога и знать, что любящим Бога все, и даже язва, содействует ко благу, потому что Бог не иначе как благие намерения может иметь относительно чад Своих. Если мы только сохраним при себе высочайшее благо — Бога, Небесного Отца нашего и Господа нашего Иисуса Христа вместе со Святым Духом, то не потеряем ничего, хотя бы лишились и тела, и имения, и чести.

Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего, и часть моя вовек (Пс. 72, 25).

Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек (Пс. 15, 5 и 11).

Верую, что увижу благость Господню на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа (Пс. 26, 13-14).

Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых (Пс. 114, 7-8).

Дорога в очах Господних смерть святых Его (Пс. 115, 6).

В-четвертых, мы не должны быть слишком дерзки и бесстрашны, не должны пренебрегать этой лозы наказания и этого гнева Божия, почитать их за ничто и своевольно предавать самих себя опасности; равномерно не должны мы быть и слишком боязливы, малодушны и отчаянны. От страха же и ужаса должен ты сохранять себя твердою и крепкою верою и возлагать несомненное упование на Бога, что Господь заповедал Ангелам Своим сохранить тебя на всех путях твоих (см. Пс. 90, 11) и что без воли Божией никакая язва не может заразить или умертвить тебя, точно так, как огонь в раскаленной пещи не мог сжечь трех отроков (см. Дан., гл. 3), как львы не могли поглотить пророка Даниила (см. Дан., гл. 6) и как кит не мог пожрать Ионы (см. Иона, гл. 2). Потому и сказано: «праведник не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится… врагов своих» (Пс. 111, 7-8). Проклятие Валаамово может Бог обратить в благословение, и лев, хотевший пожрать Самсона, на другой день сделался ему запасом пищи, Самсон вынул из пасти его сладкий мед  (см. Суд. 14, 5-9). И как мало мог ангел-губитель нанести вреда израильтянам, которых двери были помазаны кровью пасхального агнца, так же мало может диавол нанести вред христианам, которых сердца окроплены кровью Христовою, как кровью истинного пасхального Агнца, или без воли Божией заразить их ядом, как то доказывает пример святого Иова. Притом мы должны полагать преграду страху и ужасу непрестанною молитвою и читать для прогнания страха в молитве следующие псалмы: 6, 22, 26, 39, 90 и 120. Ибо для того-то и говорит святой Давид: «в тесноте моей я призвал Господа» (Пс. 17, 7). Это наилучшее врачевство от страха.

В-пятых, против страха должны мы также искать ободрения в присутствии Божием.

Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис. 41, 10).

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня (Пс. 22, 4).

Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8, 31).

В-шестых, должны мы во время претерпеваемых нами скорбей утешаться также тем, что хотя мы и посещаемся временною скорбью или хотя и будем вместе с другими похищены этою ядовитою заразою, но Бог, Небесный Отец, в возлюбленном Сыне Своем Иисусе Христе претворил праведный гнев Свой в милость, так как Им умилостивлен гнев Божий. Он понес наказание и совершил уплату за грехи наши и снова отверз заключенное небо, приобрел милость, жизнь, спасение и блаженство, высокое сыновство Божие и Святого Духа, и все мы в этой жизни верою получили эти вечные блага, которые лучше неба и земли и несравненно лучше этой временной жизни. Господи! Твоя благость лучше, чем жизнь, и этой благости ни язва, ни смерть не может отнять у нас и никакая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. А так как мы овцы Господа Иисуса Христа, то никто не похитит нас из всемогущей руки Его, и мы не погибнем вовек, и самые врата адовы не одолеют нас. Господь хранит нас как зеницу ока. Он укрывает нас в тени крыл Своих. И хотя мы умрем, но душа наша связуется в связь жизни, как говорит Господь наш: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), и святой Павел: «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14, 8). Господь Бог наш производит с нами добрую мену, соделывая то, что как наша жизнь есть Христос, так смерть становится для нас приобретением. Таким образом приобретаем мы во Христе вместо этой бедственной жизни — вечную радостную жизнь; на место этого уничиженного тела — тело бессмертное, просветленное; на место этой юдоли плача — вечный чертог радости; вместо этого временного наследия — наследие непорочное, неувядающее и нетленное на небеси; на место зрелища этой непрестанной скорби — зрение славы Божией и сожительство со всеми святыми Ангелами и избранными. В чем да поможет нам Бог чрез Иисуса Христа, Господа нашего.

Райский вертоград