Пойдем к Нему, к нашему Господу Иисусу Христу, Который Сам зовет нас: Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Пойдем к Нему, вы, любезные братья и сестры, грешники и грешницы, вы, страдальцы преступного наслаждения жизнью, уставшие от пагубных удовольствий, сожженные своей совестью и уже отчаявшиеся всякого спасения. Не унывайте, ободритесь, пойдем к Нему! Он, Всесвятый и Всемилостивый, не отгонит от Себя никого, приходящего к Нему: Он и в мир сей приходил не для праведников, но именно для спасения таких грешников, как мы. Пойдем и припадем к Нему, и если не голосом, задыхающимся от рыдания, то слезами и рыданием скажем Ему: Господи спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25)… Смотрите: фарисеи и книжники уже приготовили камни, чтоб ими побить и умертвить жену-грешницу; но Он, Премилосердый, остановил их Своим словом: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. У грешных судей опустились руки, — никто не бросил камня: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 7 и 11).

Пойдем к Нему, Спасителю и Богу нашему, вы, закоренелые злодеи, забывшие стыд и страх, лихоимцы, неправедные судьи, притеснители вдов и сирот, грабители, потерявшие всякую надежду помилования и спасения! Покайтесь! Не позволяйте демону отчаяния торжествовать над вами; ищите спасения — и обрящете… Смотрите: такой же разбойник, как и вы, уже вися на кресте, уже почти в дверях ада, успел еще покаяться и получить спасение. Скажите с такою же верою и с таким же сокрушением сердца, как и он: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем! (см. Лк. 23, 42). И вы, подобно разбойнику, услышите Божественный голос спасения: Днесь со Мною будеши в рай (Лк. 23, 43).

Пойдем к Нему, вы, труженики мысли, мученики знания, ищущие истины с такою ревностью и усилием, что нередко пропускаете ее между глаз, не надеясь, чтоб истина была так проста, ясна и близка. Пойдем к Нему, Он путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Не искушайте Его подобными вопросами: «Стоит ли давать дань кесарю, или нет?», «Седмь братий было у нас, — а во время воскресения которому из них достанется эта жена?» (см. Лк. 20, 22 и 32) и т. п. Не хвалитесь вашею мудростью, но сами признайте ее юродством пред Богом. Если вы из страха еще не решились идти к Нему явно, то, подобно Никодиму, идите к Нему хоть тайно, украдкою от собственных ваших сомнений и предубеждений. Он и вас, как Никодима, научит тайне возрождения. Тогда уже и вы, подобно Никодиму, не убоитесь, но за блаженство для себя почтете погребсти Его… в собственном вашем сердце. Бросьте ложный стыд и ложную гордость; сложите все ваше высокоумие со всеми сомнениями у пречистых ног Его. Он зовет и ожидает вас; Он разрешит и упокоит все тревожные думы вашего разума.

Пойдем к Нему вы, несчастные братья, неверующие и маловерующие! Вы сами знаете, что ваше состояние — самое тяжкое из всех несчастных состояний на свете. Для вас во всей природе нет ни

одной твердой точки опоры; вы — сироты в стране бытия… Заплачьте пред Господом Иисусом; расскажите Ему о вашем безотрадном состоянии. Он примет вас, простит вас, научит вас и успокоит вас. Пойдем к Нему все!

71760 Пойдем к Нему, дети! Он особенно любит вас и всегда благословлял вас. Когда апостолы отстраняли от Него толпившихся матерей с детьми, Он сказал: Не препятствуйте им (детям) приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

Пойдем к Нему, юноши и девы, мужья и жены, старцы и старицы! Он всех нас примет. Он всех зовет к Себе. Юноша Иоанн Зеведеев возлежал на персях Его во время Тайной вечери. Девица — дочь Иаира воскрешена Им из мертвых. С мытарями и грешниками, в их семействах, Он нередко вкушал пищу; Он Сам благоволил идти обедать в дом Закхея мытаря. А когда Он, еще бывши младенцем, принесен был в храм Пречистою Матерью Его, старец Симеон принял Его на свои руки, а пророчица Анна вместе с Симеоном благословляла Бога. Все возрасты человеческой жизни сподоблялись благодеяний и освящения Его. Пойдем к Нему все!

Пойдем к Нему вы, болящие душою и телом, печальные, плачущие, нищие, разлученные, гонимые, оклеветанные, обиженные, сидящие в темницах, осужденные и ожидающие смерти! Он давно уже назвал вас братьями Своими. Он всех вас облегчит и успокоит. Нет такого горя на свете, в котором Он не мог бы утешить вас. Под защитою Господа Иисуса Христа самая смерть для истинного христианина уже не имеет ничего ужасного. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Если мы пойдем и посреди сени смертной, мы и там с Господом Иисусом ничего не убоимся: и там дивно сохранит нас Божественная десница Его.

Пойдем к Нему! Каким же путем, самым ближайшим и надежным, можно прийти к Нему? Где Ты, Спаситель и Бог наш? Вознесшись со славою на небеса, Ты седишь одесную Бога Отца и некогда опять придешь на землю — уже не спасать грешников, но судить живых и мертвых. А мы, несчастные грешники, хотели бы и до сего второго страшного пришествия Твоего видеть Тебя, поклоняться Тебе и сложить у ног Твоих всю тяжесть наших скорбей и печали. Куда нам идти, чтобы достигнуть к Тебе, Владыке и Господу нашему?

Пойдем, любезные братья и сестры, в Православную Христову Церковь. Он там. Это самый кратчайший и верный путь к Нему. Слышите ли призывание священнослужителя Его: «Со страхом Божиим и верою приступите?» Это — к Нему нас зовет служитель Его. Сам Спаситель наш видимым образом присутствует здесь на Божественном таинстве Евхаристии. Здесь Честная Кровь и Честное Тело Его… Содрогнись, христианская душа, от такой страшной и любвеобильной близости Господа твоего! Содрогнись, слыша сии новозаветные чудные слова:Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне  пребывает, и Аз в нем Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне  пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Боже наш, Боже наш! Да излиется в благодарных слезах вся наша душа пред Тобою за Твои великие благодеяния, за то непостижимое умом, но чувствуемое сердцем обожение, которого ты удостаиваешь человеческое естество наше! Вкусивши и видевши, сколь Ты благ, мы ли будем удаляться от Твоей Церкви, через которую мы приходим к Тебе? Мы ли будем редко посещать Твой храм, из которого льется столько благодати, озарения и спасения на всю нашу жизнь, от колыбели до гроба? Мы ли променяем молитвенное присутствие при богослужении на какие-либо игрища и мирские забавы? Мы ли будем стоять в Твоем храме рассеянно, гордо и невнимательно, не участвуя духом нашим в священных песнопениях и чтениях, которые с курением фимиама восходят от земли на небо?.. Праведный Судия! мы ли дерзнем святотатски осуждать служителей Твоего алтаря, если бы кто ни будь из них, если бы даже все они имели какие-либо недостатки, слабости, даже пороки?.. Ведь все мы — люди, все грешные и недостойные Тебя; но в том-то и состоит неисповедимое милосердие Твое, что Ты спасаешь нас, грешных, при содействии Твоих служителей, также небезгрешных. Един Ты, Господи, безгрешен; но и Тебя люди осудили и распяли!.. Еще ли и мы вторично будем распинать Тебя, осуждая наших ближних, а тем более — Твоих служителей?.. Нет, Твоя Церковь и Твои священнослужители не для того учреждены Тобою, чтобы быть предметом наших пересудов, но чтобы служить посредствующею животворною связью между Тобою и нами. Удаление от Твоей Церкви и от Твоих служителей есть вопиющий признак нашего удаления от Тебя. В таком случае мы из подсудимых самовольно делаемся судиями; вместо врачуемых сами хотим быть врачами; нуждаясь в спасении собственных наших душ, дерзаем восхищать если не достоинство, то, по крайней мере, личину спасителей общества… Ах, как далеко иногда мы уклоняемся от Тебя!..

Пойдем к Нему! Не с осуждением служителей алтаря, но с теплою молитвой и о себе и о них будем внимательно слушать слово Божие, возвещаемое ими. Поучимся из слова Божия смирению и благодатному чувствованию вездеприсутствия Божия.

Смотрите: еще ветхозаветный праведник как живо чувствовал близость Господа. Предзрех, говорит он, Господа предо мною выну (всегда), яко одесную мене есть (Пс. 15, 8): я вижу Господа всегда пред собою, Он всегда стоит возле меня… Друзья мои! Это не поэзия, не экзальтация, нет, это сущая действительность. Мы окружены невидимым для нас миром духовным; на нас устремлено всевидящее око Господа; мы ходим в присутствии Его; каждый шаг наш, каждое помышление и намерение наше Он видит. При нем стоит Пречистая Матерь Его, Креститель и Предтеча Его; окружают Его Ангелы и Архангелы, лик пророков, апостолов, мучеников, исповедников и всех святых, от века благоугодивших Ему. Все они смотрят на нас, соболезнуют нам, любят нас, молятся о нас. Падем в прах пред Господом и святыми Его и возопием сердцем и устами: Господи, помилуй нас! Святые Ангелы и Архангелы, не оставьте нас, грешных! Святые все, молитесь Богу о нас, грешных! Пусть такая молитва не расстается с нашим сердцем и мыслию — и дома, и в пути, и в уединении, и в обществе. Молитву нашу будем сопровождать самым осязательным знаком присутствия силы Божией — крестным знамением. Знамение Честного Креста, производимое с верою и любовью, совершает великие чудеса вездеприсущего нам милосердия Божия. Силу святого Креста знает история и ад!

Сохраним же навсегда в нашем сердце сознание Божественной силы и вездеприсутствия нашего Господа Бога и будем жить постоянно в присутствии Его, яко одесную нас есть. Чувствуя близость Господа, мы не пойдем туда, куда бы Он не пошел с нами, и не будем делать того, чего бы Он не сделал. Стопы наши, то есть вся наша жизнь, будет тогда направлена по слову и по закону Его (см. Пс. 118, 1—83). Тогда и Он, Всесвятый и Многомилостивый, придет к нам и в нас сотворит обитель для Себя купно со Отцем и Святым Духом (см. Ин. 14, 23). Тогда уже никакие искушения, никакие горести жизни не разлучат нас от любви Его. Тогда мы с радостью облобызаем самую смерть, посланную за нами от Господа Бога как нашу путеводительницу к Нему, к нашему сладчайшему Господу Иисусу Христу.

Афонский листок, № 184