Великая Суббота

Богослужение Великой Субботы посвя­щено воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле со Отцем и Духом и, наконец, Воскресения Спасителя из гроба.

На утрене Великой Субботы, после вели­кого славословия, Плащаница при пении Святый Боже поднимается над главами, выносится священнослужителями из хра­ма на главе при участии народа и обносит­ся вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы во храм, она подносится к открытым Цар­ским Вратам в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют Благообразный Иосиф.

Когда Плащаницу кладут на место посре­ди храма, произносится ектения и читаются: паремия из книги пророка Иезекииля о во­скресении мертвых; Апостол, научающий ве­рующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у Гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковной песнью Иосифа Аримафейского: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного.

Божественная литургия в этот день быва­ет позже, чем во все другие дни года и соеди­няется с вечерней. После Малого входа и пения Свете тихий начинается чтение пят­надцати паремий, в которых собраны важ­нейшие ветхозаветные прообразы и проро­чества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. Затем, по­сле чтения паремий и Апостола, предна-чинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: Вос­кресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…а в алтаре в это время чер­ные одежды престола и священнослужи­телей сменяются на светлые, также и в са­мом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, когда мироносицы рано утром видели при Гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Во­скресении Христа. После этого пения диа­кон в светлом облачении, подобно Ангелу, выходит на середину храма и перед Плаща­ницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого про­должается обычным порядком. Вместо Хе­рувимской песни поется песнь: Да молчит всякая плоть человеча… Вместо Достойно есть поется: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… запричастный стих: Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас. По оконча­нии Литургии бывает благословение хлебов и вина. После этого начинается чтение кни­ги Деяний Апостольских, которое продол­жается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи совершается по-лунощница, на которой поется канон Ве­ликой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Пла­щаницу с середины храма в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и ос­тается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иису­са Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в кото­рую начинается Светлая Пасхальная ра­дость величайшего Праздника Воскресе­ния Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая, вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *