Как проводить дни Великого поста

Наши предки говорили: «Готовишься помирать — сей рожь!» Потому что как бы ни волнительно было происходящее вокруг нас, какие бы естественные опасе­ния ни возникали у нас, что начавшаяся в одном краю Земного шара война не пере­кинулась бы на значительно более широкие регионы, не коснулась бы своим темным крылом и нашего Отечества, тем не менее, имея все эти опасения, мы должны помнить евангельские слова: Довлеет дневи злоба его, что значит: …довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34), мы здесь сегодня и сейчас, должны нести свой крест, трудить­ся там, где поставил нас Господь. И поэто­му давайте поговорим о нашей жизни в Ве­ликий пост.

Тема, конечно, не новая. Но и ведь Ве­ликий пост тоже не нов. Каждый год мы вступаем в него, каждый год должны обновлять свои усилия. Каждый год Ве­ликий пост должен оказаться для нас тем, чем он, по сути, и является — вес­ной души, лучшим временем богослу­жебного года: временем, когда мы живем серьезнее, ответственнее и, дай Бог, пра­вильнее.

Конечно же, для каждого человека вре­мя проведения Великого поста индивиду­ально распадается на множество его осо­бенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее можно выделить некоторые, общие для всех направления наших духовно-аскетических и нравст­венных усилий в Великий пост.

Наверное, мы не погрешим, если опре­делим эти направления следующим обра­зом. Это должны быть усилия по организа­ции нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внеш­них развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательны­ми, в конце концов, исполненными люб­ви и жертвенности с нашей стороны.

Давайте сначала поговорим в целом об этих трех направлениях. Итак, организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост. Конечно же, пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в личном келейном правиле) бблыиую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы мно­го работаем, или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное прави­ло, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого свои наберутся такого рода саможа-ления, — то Великий пост хорошо начать бы с того, чтобы все эти, проистекающие из само-жаления сокращения и опущения упразднить. Но тот, кто уже имеет навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, пусть постара­ется делать это неопустительно хотя бы весь Великий пост. Не будем зарекаться на буду­щее, но хотя бы эти семь недель Великого поста можно, наверное, принести Богу и сде­лать их временем, в которое мы не опускаем то, что должны делать каждый день.

Хорошо было бы, конечно, каждому из нас и дома тоже добавить молитву святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко Живота моего. Она многократно читается в хра­ме в будничные дни Великого поста, но желательно бы ей войти и в наше домаш­нее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет определенную меру церковности, несколько лет ходит в храм и как-то раде­ет о еще большей мере приобщения к вели­копостному строю молитвы, можно поре­комендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных пос-ледований Триоди Постной*. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, чет-веропеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого пос­та и, самое главное, располагают нас к по­каянию.

Скажем, не были на утреннем богослуже­нии — почитали стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста. Повторю: конечно, тут речь идет о тех, кто имеет такую возмож­ность, имеет дома богослужебные книги и радеет об этом!

Богослужебная книга, содержащая молитвословия на дни Велигоко поста и на приготовительные недели к нему.

Еще издревле существует благочести­вый обычай, который, как я знаю, во мно­гих церквах нашего Престольного града Великим постом практикуется, — молитва по соглашению. А именно: собираются 10—20 православных христиан и начинают в течение поста (первые сорок дней, до пят­ницы Лазаревой субботы) читать Псалтирь, бывает — по кафизме, бывает, поменьше, но чаще всего по кафизме. Один человек начинает чтение с первой кафизмы, следую­щий — со второй, третий и каждый сле­дующий — на кафизму вперед. Таким обра­зом, каждый день прочитывается полная Псалтирь. Далее: каждый подает списочек из нескольких имен для поминания о здра­вии и об упокоении — в такой единый спи­сок, который раздается всем благословив­шимся, договорившимся о такой совместной молитве по соглашению, а по прочтении кафизм и тропарей каждым совершается поминовение этих имен о здравии и об упо­коении. Это очень доброе дело. Доброе — и по побуждению, и по прямому слову Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). Большинство из нас не имеют возможности бывать каждый день на богослужении

Великого поста, но вот такого рода молит­венное объединение по чтению кафизм соединяет нас с Церковью. Соединяет друг с другом в Господе.

Кроме того, это очень побуждает к молит­венной ответственности. Потому что, когда человек сам по себе молится, он (это каж­дый знает по себе) склонен что-то сокра­тить, что-то пропустить. А когда он знает, что прочтение его кафизмы находится в свя­зи со многими другими людьми и если он опустит его, то как бы разрушит цельное прочитывание псалтири за день всеми. Тода человек подумает: «Сделать это или не сде­лать, можно это допустить или нет». И, ско­рее всего, удержится. Поэтому такое чтение является очень добрым навыком и благо­честивой практикой. Конечно там, где это возможно, где об этом можно договориться и взять благословение у священника.

Еще очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослуже­ниях, потому что, собственно, особенно­сти богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. Действительно, в субботу вообще служится та же Литургия святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье, правда, Литургия святи­теля Василия Великого, но она с точки зре­ния (по крайней мере клиросного) звучания отличается почти что только одним песно­пением: вместо Достойно есть поется О Тебе радуется. И других видимых отличий нет, они как бы не слышны. Евхаристический канон Милость мира звучит значительно протяженнее, потому что священником читаются другие тайные молитвы, но это, скорее, может понять только он сам и те, кто находится в алтаре.

А вот на будничной службе нам открывает­ся весь строй: бодрый, покаянный — велико­постной службы, многократные повторения молитвы Ефрема Сирина Господи и Владыка живота моего, умилительное пение тропа­рей — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вме­сте с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце: Да исправится молитва моя, яко кади­ло пред Тобою и Ныне Силы Небесные.

Не помолившись на таковых богослужени­ях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому, конечно, каждый должен постараться хотя бы несколь­ко раз за Великий пост отодвинуть жизнен­ные обстоятельства: работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на великопостные службы. Если начинаете рано работать — схо­дите пораньше на эти богослужения, во мно­гих храмах с вечера служатся утреня и первые часы, тогда утреннее великопостное бого­служение не так протяженно, как на первой седмице поста. Но сделать это непременно нужно; вы увидите, какое большое духовное обогащение получит каждый православный человек, который об этом порадеет.

В заключение еще раз обращу внимание на наши усердия к более тщательному прохожде­нию пути Великого поста. Какие особенности в житейскую повседневную жизнь приносит Великий пост—тоже очень важно. Люди могут впадать в крайности: они могут думать, что постом можно только молиться и поклоны класть, никакими делами нельзя заниматься! Иные вообще Великим постом отказыва­ются от всякого общения и от разговоров друг с другом! Однако идти следует сред­ним, царским путем. Будем стараться избе­гать веселых и шумных компаний, но не «рубить сплеча», а проявлять любовь и тер­пение к ближнему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *