Участие в великопостных богослужениях

Как мы уже сказали, никто не может по­сещать все великопостные богослужения.

Но каждый может быть на некоторых из них.

  • Великим постом, прежде всего надо чаше ходить в церковь и участвовать в церковном богослужечии;
  • нельзя извинить тех, кто этим пренебрегает Конечно, здесь опять встречаются разные личные обстоятельства, индйвидуальные возможности и невозмож­ности, которые приводят к различным реше­ниям, но решение как таковое должно быть;
  • должно быть сделано усилие, должно быть постоянство. С богослужебной точки зре­ния мы можем предложить нижеследующий «минимум», цель которого не в духовно-раз­рушительном чувстве исполненной обязанно­сти, а в усвоении хотя бы самого существен­ного в великопостном богослужении.

В первую очередь особое внимание долж­но быть обращено в приходах на надлежащее совершение вечерни в Прощеное воскре­сенье. Поистине трагично, что в стольких церквах эта служба либо вообще пропуска­ется, либо совершается без должного вни­мания и заботы. Эта вечерня должна стать одним из больших ежегодных «приходских событий» и как таковая должна быть осо­бенно хорошо подготовлена. Приготовление состоит из спевок приходского хора, объяс­нения этой службы в проповедях или при­ходских листках, выбора удобного времени, когда большинство прихожан могут быть в церкви; в общем надо сделать эту вечерню настоящим духовным событием. Потому что, повторяем еще раз, эта вечерня луч­ше и больше всего открывает нам значение Великого поста как времени покаяния, при­мирения, согласного начала постного пути.

Следующее за этой вечерней первенст­вующее место должно быть отведено пер­вой неделе поста. Особое усилие должно быть приложено к тому, чтобы хоть один или два раза прослушать Великий канон Андрея Критского. Как уже было сказано, смысл и цель богослужений этих первых дней направлены на то, чтобы ввести нас в духовное настроение Великого поста, то, которое мы назвали «светлой печалью».

Затем, в течение всего Великого поста, совершенно необходимо, чтобы хоть один день был посвящен присутствию на Литур­гии Преждеосвященных Даров со всеми ее духовными переживаниями — постом, пре­вращением хотя бы одного дня в настоящее ожидание и суда, и радости. Тут не могут быть убедительными никакие ссылки на ус­ловия жизни, недостаток времени и прочее, ибо если мы будем исполнять только то, что «удобно» при условиях нашей теперешней жизни, то самое понятие постного подвига станет совершенно бессмысленным. На са­мом деле не только в XX веке, но со времен Адама и Евы «мир сей» всегда препятствовал исполнению заповедей Божиих. Поэтому и в современном образе жизни нет по существу ничего нового, особенного. В кон­це концов все опять зависит от того, серьез­но ли мы относимся к религии; если да, то для восьми или десяти раз, что мы пойдем в церковь, потребуется минимальное уси­лие. Но, лишая себя этих восьми-десяти раз, мы лишаем себя не только красоты и глу­бины великопостных богослужений, но, как мы увидим в следующей главе, того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *