Петров пост

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или Апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру Святых Апостолов, которые, при­няв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидеся­тый день после исшествия Своего из Гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспос­лал Пресвятого Духа на всех Своих учени­ков и Апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечно­го завета с людьми. Дух Святой, сошедший на Апостолов, Дух истины, Дух премудрости и от-кровения начертал вместо Синайского новый, Сионский, закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к ис­полнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, пото­му что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пя­тидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и сделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоя­щим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно ус­тановленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы проводили его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того как Апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочи­ми тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о ду­ховном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований. Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гони­телей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, по­скольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и, напро­тив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие при­мером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали свя­тым постом, чтобы, выходя на брань про­тив духовного развращения, иметь для это­го оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бес­плотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоян­но и неизменно, но оно остается бессиль­ным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть… По этой-то причине установлен неизмен­ный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста. Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога.

Соделавшись храмами Святого Духа и бо­лее чем когда-либо быв напоены божествен­ными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище доброде­тели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи Божией и Его содействии мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн грехов­ных и приносить обильные плоды любви».

Далее святой Лев Римский пишет: «Из Апо­стольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Свя­того Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божий можно исполнить хорошо только то­гда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержа­нием. Итак, должны мы упражняться в по­сте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и прове­денных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают тернии и волчцы и при­носится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, что­бы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостью и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пи­шет, что пост установлен в честь Апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учи­телями поста, послушания и… воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя Апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями Апостольскими, составленными Климентом, после сошест­вия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем пре­давших нам поститься Апостолов».

Точной даты начала Петрова поста нет. Он зависит от того, когда празднуется Пасха. На­чинается пост спустя неделю после дня Святой Троицы, Пятидесятницы, и завершается всег­да 12 июля (29 июня по старому стилю).

Это менее строгий пост, чем Великий. Однако отметим еще раз, что мера строгости поста оговаривается с духовником. В боль­шинстве случаев вступает в силу ряд послаб­лений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *