Апостольский пост

Обычно говорят, что в эти дни постят­ся, подражая Апостолам, чью память мы празднуем 12 июля. Апостолы дей­ствительно постились. Но исторически Петров пост не имеет к этому никако­го отношения. Впервые упоминает о нем «Апостольское предание» святого Иппо­лита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с Апостолами, а счи­тался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постят­ся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице). Сегодня же пост име­нуется Апостольским — тут и возникает огромнейшее недоумение: да в чем же именно мы подражаем Апостолам? Меня коробит, когда при начале Петрова поста поясняют: этот пост существует у нас по­тому, что мы подражаем Апостолам, а они постились перед тем, как пойти на проповедь Евангелия, потому и мы последуем их приме­ру… Тут все ставится с ног на голову. Скажите, почему мы подражаем Апостолам в подготов­ке к делу и не подражаем в самом деле?

Ведь получается как если бы мы основа­тельно и упорно готовились к бою, а вмес­то боя отправились на пикник. Есть в Церк­ви память о святых врачах бессребрениках (скажем, святые Косма и Дамиан). Пред­ставьте, если бы мы предложили: давайте будем подражать их подвигу. Они изготав­ливали лекарства, а потом бесплатно разда­вали их страждущим. Вот и мы будем лекар­ства копить… копить… копить… А раздавать лекарств не будем. Вот также издеватель­ски выглядит наше постное «подражание Апостолам».

Петр и Павел — это люди, которые не унаследовали, а обрели свою веру и отстоя­ли ее. И у нас похожая судьба: по словам Андрея Вознесенского, «расформирован­ное поколенье, мы в одиночку к истине бредем…»

В самом начале своего пути к Церкви я услышал слова, которые стали для меня определяющими. Архиепископ Александр, ректор Московской Духовной академии, сказал мне: «Мы должны почаще спраши­вать себя, как бы в этой ситуации посту­пил апостол Павел?» Казалось бы, есте­ственнее было сказать: «Как поступил бы Христос?». Но ведь это невозможно — мы не можем ставить себя на место Христа, человек не в силах понять психологию Бога. Но почему ректор назвал именно апостола Павла? Апостол Павел — это Апостол свободы. Удивительно: в мире не было человека, который был бы обра­щен в веру более насильственным путем. Воскресший Христос явился гонителю христиан Савлу, навязал ему очевидность своего воскресения (трудно тебе идти про­тив рожна (Деян. 9, 5)), но при этом никто более этого самого Савла (Павла) потом так не переживал жизнь во Христе, как опыт свободы…

Эта обретенная им свобода дала ему уме­ние различать, где главное, а где второстепен­ное. Причем Павел умел ценить второстепен­ное ради того главного, которое через него проступает. Он четко понимал, где суббота, а где человек (см. Мк. 2, 27), и ради человека хранил субботу и ради человека ее нарушал.

Принцип его пасторства: Я с эллинами был как эллин, с иудеями — как иудей (см. 1 Кор. 9, 20—22). Он знает о той свободе, с которой умный, верующий христианин может себя вести, но предлагает самим ограничивать себя в этой свободе — ради немощных брать­ев своих по вере.

Наша беда в том, что за две тысячи лет эти «немощные в вере» не исчезли; напро­тив, их голос стал решающим… Знаете, с этим когда-то надо кончать, нельзя все­гда идти на поводу у бабушек и у их стра­хов. В конце концов, это и самих бабушек, и Церковь в целом сваливает в пропасть. Когда все сгрудились на одном конце лод­ки, кто-то обязан встать на другом борту, иначе она перевернется. Кстати, таким че­ловеком, который стоит не на том борту церковного корабля, где сгрудились на­родные суеверия, является Патриарх Алек­сий. Найдите его книгу «Войдите в радость Господа своего» и почитайте размышления Патриарха о суевериях…

Повторим еще раз принцип поста по свя­тителю Иоанну Златоусту: подсчитай, сколь­ко денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И раз­ницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкус­ной — то это извращение самой сути поста.

Правильный пост — это борьба за че­ловеческое в самом себе. Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост — это радость. Как и правильно переживаемое Православие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *