Успение Божией Матери

Изложено на основании Священного Предания

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколь­ко лет (одни христианские историки гово­рят десять лет, а другие — двадцать два года). Апостол Иоанн Богослов по завещанию Госпо­да Иисуса Христа принял Ее к себе в дом и с ве­ликой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общей Матерью. Они вместе с Ней молились и с великой радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других стра­нах, то многие христиане приходили из даль­них стран увидеть и послушать Богородицу.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и во­знесся на Небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесе­ния Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на Небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так мо­лилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и сказал радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возь­мет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь неска­занно обрадовалась этой вести. Она рассказа­ла о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих Апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам пропо­ведовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кро­ме Фомы, перенеся их Своей всемогущей силой. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Она утешала их, обе­щая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила. В час кончины необык­новенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь: Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери по Ее желанию, в саду Геф-симанском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погре­бении совершилось много чудес. От при­косновения к одру Пречистой слепые про­зревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за телом Богородицы. Иудейские священники и начальники старались разогнать это свя­тое шествие, но Господь невидимо охранял его. Один иудейский священник, по име­ни Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый Ангел отру­бил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовав­ший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Нею и всей душой желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отва­лить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а толь­ко одни погребальные пелены. Изумленные Апостолы возвратились все вместе в дом и мо­лились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окон­чании трапезы, во время молитвы они услы­шали ангельское пение. Посмотрев наверх, Апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы.

Божия Матерь сказала Апостолам: «Ра­дуйтесь! Я с вами во все дни, и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом».

Апостолы в радости воскликнули: «Пресвя­тая Богородица, помогай нам!» Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее, взял к Себе с пре­святым телом и поставил Ее выше всех Ангелов Своих.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Святой Православ­ной Церковью как один из великих праздни­ков 28 августа (15 августа по старому стилю).

К этому празднику положено готовиться двухнедельным постом начиная с 14 августа.

Праздник называется Успением, потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное, называется так за короткое пребы­вание Ее тела во гробе, так как через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.

Тропарь праздника

В рождестве девство сохранила есй, во успении мира не оставила еси, Богородице; пре-ставилася есй к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась Девой и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (то есть Христа), Ты перешла к жизни вечной и молитвами Своими избавляешь от смерти (вечной) души наши.

В рождестве — при рождении Иисуса Христа; во успении — во время смерти, не­смотря на смерть; преставилася еси к живо­ту — перешла к жизни вечной; Мати сущи Живота — будучи Матерью Жизни, то есть Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *