Рождество Иисуса Христа

РОЖДЕСТВО ГОСПОЛА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Изложено на основании Священного Предания

Уже самим предметом праздника указыва­ется цель установления его:

  • воспомина­ние и прославление рождения Господа наше­го Иисуса Христа по плоти от Пресвятой Девы Марии. Это — первоначальная и ос­новная цель установления праздника. К ней очень рано присоединяется и другая:
  • в точном установлении праздника посредством раскрытия истинного учения о воплоще­нии и рождении Спасителя дать противо­действие заблуждениям еретиков, обратить главное внимание на воспоминание собы­тия Рождества Христова как явления Бога во плоти. Наконец, отнесением праздника на 7 января (25 декабря по старому стилю) Церковь имела в виду дать противовес язы­ческому культу и предохранить верующих от участия в нем. Известно, что у римлян на 25 декабря падал праздник, служивший выражением мысли о постоянно возвращающемся на лето и как бы обновляющем­ся солнце и бывший днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов и детей и прочее.

Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более прили­чен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете часто называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением людей, Победителем жиз­ни и смерти, а предосудительное языче­ское празднование его было достаточным побуждением для Церкви облагородить его по смыслу возвышенного христианско­го воспоминания. Поэтому-то уже древняя Церковь, отрицая тождество двух сходных праздников — языческого и христианского, усвояет празднику Рождества Христова зна­чение выразительного отречения от языче­ских суеверий и обычаев.

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Окта­вия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие мес­та, потому Преблагословенная Дева и пра­ведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбро­санных для корма и подстилки скоту, дале­ко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобст­ва, родился Богочеловек, Спаситель мира. Таинство странное вижду и преславное, — с удивлением воспевает Святая Церковь, — Небо — вертеп; Престол Херувимскийг— Деву; ясли — вместилище, в них же возле-же невместимый Христос Бог (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «спеленала Его и по­ложила в ясли» (Лк. 2, 7). Но среди полноч­ной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пас­тухи, бывшие на ночной страже у своего ста­да. Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь (2, 10-11), и смирен­ные пастыри первые удостоились покло­ниться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме Ангельского благо-вестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-«звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).

Святая Церковь, празднуя Рождество Христово, в своих песнопениях изображает этот праздник как день всеобщей радости.

Вместе с тем она празднованием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа. Снисшедший на землю Господь наш Иисус Христос вступил в благодатное сродство с нами, но, чтобы нам быть достойными этого высокого общения и союза, чтобы не отвергнуть от себя снисшедшего с небес Господа, необходимо удаляться от тьмы гре­ха и приближаться к свету веры, благочес­тия и добрых дел. Не в славе и великолепии, а в нищете, убожестве и уничижении явля­ется в мир Создатель и Владыка неба и зем­ли; не роскошные палаты, а убогий вертеп приемлет Царя царствующих и Господа гос­подствующих. Этим показывается нам вели­чие смирения, нищеты, кротости, простоты и пагубность гордости, богатства, тщесла­вия и роскоши. Удостаиваются первыми услышать благовестие Ангелов о рождении Спасителя мира и первыми поклониться Ему простые вифлеемские пастыри, а после них — мудрые восточные волхвы, и, таким образом, у яслей Спасителя мы видим два рода людей — пастырей и волхвов, то есть людей самых простых и самых образован­ных. Этим внушается нам, что Господь приемлет всех и каждого. Это научает каж­дого довольствоваться своей участью и вме­сте с тем показывает, что никакое звание и состояние не препятствует приближаться к Богу, что пред очами Божиими драгоценны не внешние преимущества в свете, а чистота сердца и совести, кротость и смирение духа, покорность и послушание Закону Божию, терпение и благодушие, упование и предан­ность воле Божией, незлобие и доброжела­тельство к ближним, хождение пред Богом во всех заповедях и оправданиях Его бес­порочно, что эти драгоценные качества не принадлежат исключительно какому-либо сословию, что во всех званиях и состояниях человек может быть угоден Богу, если будет благоугождать Ему словом и делом, желани­ем и помышлением.

Праздник Рождества Христова — двуна­десятый праздник.

По величию воспоми­наемого события этот праздник празднуется торжественнее всех праздников, за исклю­чением Пасхи. В течение трех дней (25-27 декабря ст. ст.) Святая Церковь призывает своих чад к богослужениям праздничным звоном. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «матерью всех праздников».

Тропарь, глас 4

Рождествб Твоё, Христе Боже наш, возсия мйрови свет разума, в нем бо звездам слу­жащий, звездбю учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе вёдети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *