Священник Максим Козлов

— То, что смотреть в пост телевизор и слу­шать радио нельзя, вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день? Как в про­тивном случае узнавать о событиях, проис­ходящих в родном городе, в родной стране да и вообще в мире?

Был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и га­зетных новостей», — ответил он. — «Почему так?» — «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно, — говорит монах. — По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пусты­не, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молит­ва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молить­ся. Тогда, служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келий, я от души прошу Бога за людейи за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жале­ет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил монах. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то невер­но; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова препо­добного Силуана смело можно привести как ответ на этот вопрос.

— Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу можно вкушать молочную пищу. Так ли это?

Вопрос о мере дисциплины поста устана­вливается каждым верующим вместе со сво­им духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, со­стояния здоровья, меры нашей зависи­мости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духов­никами дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это может быть дано Вам конкретно Вашим духовником.

— Живу в студенческом общежитии. С сосед­кой по комнате мы всегда готовим еду на дво­их. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напря­женность. Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг ко другу?

Все же пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и не­осуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому, если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте, в этом проявляется наша верность Христу.

— Мне нужно пройти ультразвуковое обследо­вание желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц — допустимо ли это в пост?

Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследо­вания необходимо заполнение желудка бел­ком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

— Какова мера строгости и продолжитель­ности поста перед Причастием на Святках и на Светлой седмице? Как поститься, если желаешь причаститься на Крещение или на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна? С одной стороны, слышала, что якобы свя­щенники не очень одобряют Причастие в эти дни, за исключением немощных и пожилых, для которых в обычное время пост труден. С другой стороны, читала, что эти дни уста­новлены для соединения со Христом и жела­тельно ежедневное присутствие на Литургии.

Церковь, безусловно, предлагает каж­дую Божественную литургию как службу, на которой зовет своих чад к приобщению Святых Христовых Тайн. Нет Литургии, на которой нельзя было бы причащаться, нет такой Литургии, на которой слова Со страхом Божиим и верою приступите произносятся условно, не как действительный призыв, а как обозначение того, что на самом деле совер­шать не нужно. Это внутренне противоречи­во, это абсурдно, что может быть такого рода богослужение, которое, будучи Литургией, при этом предполагает запрет на Причащение.

Соответственно нет никакой невозмож­ности причащаться и 20 января, в день Собо­ра честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Поступите сообразно Церковному Уставу: в Святки радуй­тесь духовно, не отказываясь, впрочем, от той скоромной пищи, которая предполагается ко вкушению по Уставу. Восемнадцатого стро­го попоститесь в день Крещенского сочельни­ка. Девятнадцатого, порадовавшись о Христе, крестившемся от Иоанна в водах Иорданских, помолившись на богослужении и испивши великой крещенской агиасмы, разговейтесь, не забывая о благоразумной умеренности, имея в виду завтрашнее принятие Святых Христовых Тайн. Почитайте каноны, сходите на всенощное бдение. Затем, ничтоже бояся, ничтоже смутяся, приступайте к Исповеди, имея надежду получить благословение на при­нятие Святых Христовых Тайн.

Другое дело, что в советское время оправ­данно сложилась практика, что священники многим не рекомендовали причащаться на Святки и на Светлой неделе. Кому не реко­мендовали? Тем людям, которые за церков­ную жизнь держались самым-самым кра­ешком: приходили освятить куличи, могли прийти на ночное Пасхальное или Рождес­твенское богослужение, и, видя, что другие идут, тоже шли причащаться. Такой стадный коллективизм был тогда для общества свой­ственен и невольно привносился и в огра­ду Церкви. Конечно же, людям, ничего не понимающим, толком не готовившимся, может быть, в середине службы пришедшим вдруг идти причащаться было бы, скажем так, духовно не полезно. Давайте подумаем, как же нам поступать теперь. Наверное, для человека, который говел Великим и Рож­дественским постом, готопился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дал благословение на то, чтобы этот человек,если душа его просит и в дни Святок, и в дни светлой недели, почи­тав правило, помолившись не устрояя для себя каких-то постов котрые возбранены Церковью в это время, но не допуская, конечно, чрезмерно в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Тайн, и в этом смысле праздники были для нєго духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви.

Однако, если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, Литургия служится, я мо­гу правило почитать, коротенько исповедо­ваться (какая уж там серьезная Исповедь на Святках), благословение получить, — и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовых? Имея это различе­ние, сделайте выводы применительно к ситуа­ции тех людей, о которых Вы спрашивали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *