О посте священник Алексий Пшеничников

Допускаются ли интимные отноше­ния между супругами во время беременности и кормления ребенка? Почему обычно священ­ники запрещают это, хотя никаких канонических запрещений (в Священном Писании, церковных постановлениях и пр.) на этот счет нет? Я задаю этот вопрос потому, что лично мне очень сложно дается воздержание от супружеских отношений во время беременности жены — возникают меч­тания и прочее. Дайте, пожалуйста, максималь­но четкий и полный ответ, потому что обычно эту проблему обходят, а мы находимся в заме­шательстве от неопределенности.

Обходятся же такие вопросы стороной во­все не ввиду отсутствия ответа, а по причине того, что они очень индивидуальны. Церковь состоит из грешников: из нас с вами. Поэтому, где можно, не накладывают священники пра­вил, особенно в технической стороне супру­жеских взаимоотношений. Правила супру­жеской жизни хорошо известны всем. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, пото­му что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене сво­ей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 22-33).

Во всем же остальном сообразуйтесь со своим темпераментом и темпераментом супруги. Что касается ограничений, то они следующие: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вме­сте, чтобы не искушал вас сатана невоздер­жанием вашим (1Кор. 7,5), и, согласно Книге правил, супруги в обязательном порядке должны воздерживаться общения в день Святой Пасхи, перед Святым Причащением и в воскресные дни.

Рассуждено, чтобы все, прикасающиеся к свя­тыням, хранили целомудрие и воздерживались от жен (Карфагенский собор, правило 4).

В толковании на 4-е правило Карфагенского собора Зонара говорит: «супруги, если они совокупились телесно, не должны быть удо­стоены Причастия в этот день». Для любителей совсем строгих правил, реже чем раз в месяц причащающихся, можно предложить слова святейшего патриарха господина Луки, «что имеющие причаститься божественной Святыни за три дня не должны иметь телес­ного совокупления». Для них же продолжает­ся дневное воздержание и после Причастия.

О воздержании в воскресный день гово­рится в канонических ответах святейшего Тимофея, вошедших в Книгу правил. Правда, он говорит еще и о субботе, но это является отголоском древней традиции почитания субботы, следы которой сохранились до сих пор в богослужебном строе.

Суммируя вышеизложенное, можно ска­зать, что по-разному люди могут устраивать свою совместную жизнь. И каждая семья будет права в своем образе жизни. Кто-то соединяется лишь только для продолже­ния рода, кто-то воздерживается в посты и постные дни, беременность и кормление грудью, а кто-то и того не может выдержать, воздерживаясь только накануне Причастия. Всех нас Церковь принимает, и за всех нас Христос пострадал. Мера же ответной люб­ви в ведении каждого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *