Грешная душа после смерти не безнадежна

Основания верить, что участь некоторых грешных душ после смерти не безнадежна.

Мы имеем основания надеяться, что мучительное состояние некоторых  грешных душ, осужденных на суде и после смерти, может измениться на лучшую участь. Спаситель сказал: всяк грех и и хула отпустятся человеком…, а иже и речет на Духа Святаго, не от пустится ! ему ни в сей век ни в будущий[1].  В этой речи главным образом выражается безнадежное состояние тех, которые виновны в хуле на Духа и Святаго. Но естественно вытекает отсюда и такое заключение: прочие же и грешники, значит, могут быть прощаемы даже и в будущем веке. Так и разсуждает блаженный Августин: „не со всеми. справедливо было бы сказать об известных грешниках,  что им не отпустится ни в сей век ни в будущий, когда бы не было таких, которые если не в сей, то в будущий век получают прощение . Святая же Анна, мать Самуила, исполненная Духа Святаго, прямо выразила, что Бог не только низводит во ад, но и возводит из ада ‘). Как знаем из слова Божия, Спаситель вслед за Своею смертию сходил во ад и там предложил проповедь. Плодом этой проповеди было то, что Он извел оттуда верующия души. Не также ли возможен и в настоящее время исход из ада некоторых душ? Говорится также у апостола Павла, что пред именем Иисуса поклонится колено не только небесных (ангелы) и земных (живые люди), но и преисподних [2], т. е. часть людей, находящихся в преисподней [3]. Опять не о тех ли душах во аде здесь говорится, которыя еще могут воспользоваться милостию Божиею к облегчению своих адских мучений и даже способны к переходу в рай? Наконец в Апокалипсисе читаем, что Господь Иисус, и после того как сходил во ад, имеет ключи ада и смерти [4]. Значит и ныне Он отворяет двери ада для некоторых душ, повелевая им совсем выйти оттуда. Какия же именно эти души? Это те люди, которые допустили в своей жизни однажды или более смертные грехи. Хотя перед смертию своею они и покаялись, сколько могли, но на самом деле не успели оправдать покаяния. Так как в рай не имать внимати всяко скверно [5], а они еще не начинали жизни чистой: то и не удостоиваются рая, но нисходят во ад. Однако ж можно ли думать, чтоб Господь Бог оставил этих людей без вознаграждения за то доброе, с которым они перешли в вечность, за которое они не успели получить награды в этой жизни, т. е. за их искреннее, глубокое раскаяние пред смертию? Церковь православная и говорит: „души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнию покаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и блияжним, что кафолическая? церковь с самаго начала признает благоугодным и благопотребным, нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь впрочем надежды облегчен: от них» :).

Не безнадежны еще после смерти души тех людей, которые хоть пред смертию и не покаялись во грехах своих (по чину исповеди), — или потому что были вдруг застигнуты смертию или в силу других обстоятельств, которыя также не зависели от их воли, однако ж не были закоснелыми грешниками. Грехи слабости, грехи давних привычек, «тмами обещанное, но не исполненное покаяние«, словом-грехи неисповеданные устно и не прощенные по таинств покаяния, очевндно, могут им препятствовать приблизиться ко Христу после смерти, или воиити в рай. Но об этих грешниках молится церковь. чтоб быть им помилованными „яже покры вода и брань пожат, трус же яже обят и убийцы убиша, и огонь яже попали [6], яже уби меч и конь восхити, град, снег и туча умноженная [7].

Наконец если без исповеди и Святого причастия пред смертию остались такие из грешников, которые согрешали в жизни не раз смертным грехами, например блудом и прелюбодеянием, умышленным убийствоми непримиримою долгодетнею враждою с кемто, но которые однако умирая изявляли знаки самаго гдубокаго нанолненаго веры раскаяния (например просили к себе священника, плакали, крестились, призиавали себя „достойными всякаго осуждения и мукии): не совсем безнадежна участь даже таких грешников. Почему же? Они перешли в вечность с верою в Христа  Спасителя и с надеждою н Божие милосердие. Находясь еще в теле (т. е. когда человек бывает полным человеком), они положил начало для своего помилования. (Из брош. „0 поминовения усопших» прот. Е. Попова).

1) Мф. 12, 31-32.

2) Di civit. Dei lih. XXI, с 42.

3) 1 цар. 2, 6.

4) Толкование блаженного Феофилакта — ,18

5) Апок. 21, 27

6)7) Канон в субботу мясопустную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *