Забота христианских родителей о чистоте души ребенка

Больше всего хранимого храни сердце твое…

Притч. 4. 23

Апостол Иоанн описывает в Откровении будущую столицу Царства Иисуса Христа — Новый Иерусалим, куда будет принесена слава и честь народов (21, 26). Но об этом Новом Царстве Господь предупреждает нас, что «…не войдет в него ничто нечистое» (Откр. 21, 27).

Как было сказано, человека сквернит не только нечистота телесная, но и мысленная. И насколько страшна нечистота мысли, дает представление следующий рассказ, приводимый в письмах Серафима Святогорца, который следует знать всем детям, вступающим в юношеский возраст.

В одном монастыре при игумений жила племянница — молоденькая девушка, прекрасная собою и безупречного поведения. И все сестры монастыря радовались на ее ангельскую жизнь и истинно иноческую скромность. Но вот девушка внезапно умирает. Сильно любила игуменья свою племянницу и ей захотелось узнать — какой славы Небесного Царства достигла ее племянница, скончавшаяся в девственной чистоте.

Из книги Н. Е. Пестова «Путь к совершенной радости».

Игуменья наложила на себя строгий пост и начала усиленно молиться об исполнении своего желания. Господь исполнил ее просьбу, и однажды во время ночной молитвы она узнала участь своей племянницы. Но не в светлой радости рая она увидела ее, а среди пламени ада. «Ты ли это? — в ужасе воскликнула игуменья. — И за что ты попала сюда? Ведь я надеялась увидеть тебя среди ликов ангельских и среди непорочных агниц Христовых».

«За то, — отвечала осужденная, — что при непорочности моего тела я не сумела сохранить в чистоте мою душу и мои мысли сердечные. Я питала привязанность к одному юноше и услаждалась в моих мыслях нечистыми мечтаниями. Считая это за грех, я совестилась, однако, рассказать про это на исповеди духовнику. И по смерти моей Ангелы Божий возгнушались мною и оставили меня в демонских руках».

«От тайных моих очисти меня», — поет Псалмопевец (Пс. 18, 13).

Опасности, которые грозят целомудрию детей и юношей — книги с нечистыми образами и рассказами, нескромные иллюстрации и картины. Все это должно быть тщательно устранено от детей. Не меньшая опасность грозит от товарищей и подруг с нечистыми вкусами и разговорами, склонными к рассказам грязных анекдотов и историй. Всё возможное должны делать родители, чтобы у детей не было соприкосновения с таким обществом.

Рано или поздно понадобится узнать детям про природные законы размножения. Однако не надо торопиться рассказывать детям об этом, а делать это лишь тогда, когда они подрастут и сами будут задавать вопросы. По этому вопросу блаж. Иеро-ним так пишет одной матери: «Удаляйся того мнения, будто юности полезно измлада приобрести некоторые сведения, которые впоследствии приходят сами собой».

Разъяснение этих вопросов должно быть осторожным, постепенным и даваться мальчикам отцом, а девочкам — матерью. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы эти разъяснения дети получали со стороны или от сверстников: они могут быть получены тогда в грязных, безнравственных, а порой — и извращенных формах.

Вопрос «откуда берутся дети?» часто возникает у ребенка уже в 3-5-летнем возрасте. Представляется уместным предупредить читателей воздерживаться от «традиционных» ответов на него: «Аист приносит, находят в капусте, покупают в магазине» и т. п. Жизнь показывает, что дети, как правило, не верят этому, и, чувствуя, что родители уходят от прямого ответа, начинают сами искать его: хорошо, если ребенок получит какую-либо информацию от сверстников и ограничится этим, а бывает и печальный финал этих «поисков истины».

Наиболее, на наш взгляд, приемлемый ответ: «Ребеночек получается в животе у мамы, по согласию и желанию родителей». Излишних анатомических и физиологических подробностей следует избегать.

Оберегая целомудрие детей, им нельзя разрешать лежать утром в постели после пробуждения и не надо делать для них слишком мягких и теплых постелей.

Детям, особенно взрослым, неполезно слишком сытно есть на ночь, им следует более есть днем. В любом случае, никому, вт. ч. и молодежи, нельзя переедать (ред.).

Родителям надо помнить в этом отношении библейскую историю о пророке Данииле и трех отроках еврейских, которые во дворце Навуходоносора захотели питаться только зеленью и пить только воду. При испытании «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех отроков, которые питались царскими яствами». Таким образом, зелень и вода оказались для отроков наиболее полезной пищей, сохранившей их целомудренную свежесть и силу тела. Так же благодетельно повлияла эта пища и на их занятия наукой и их дух. Об этом так говорится в Библии: «И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь всякие видения и сны» (Дан. 1, 8-17).

Чтобы дольше не просыпалось в юношестве чувство полового влечения, в идеале родителям надо позаботиться о том, чтобы в жизни не было, по возможности, тесного соприкосновения подрастающих девочек с мальчиками. Так, им не надо отводить общую спальню, а в одной квартире не следует жить девушкам и юношам (за исключением, естественно, родных по крови).

Также, по возможности, и обучение девочек и мальчиков должно быть организовано раздельно*. И такую систему возможного разделения полов следует проводить во всем, следуя в этом традиции старой русской семьи, основанной на православии и на выработанном многовековом опыте.

Чем в большей чистоте мысли удастся сберечь родителям своих детей, тем ближе они будут к Царствию Божию. А чем ближе к нему будут дети, тем доступнее оно будет и для родителей. И если поискать на земле счастливых родителей, то это не будут родители знаменитостей — ученых, поэтов, музыкантов, изобретателей, общественных деятелей и т. п. Ибо «что высоко у людей, то мерзость пред Богом», — говорит Господь (Лк. 16, 15). Но это будут те родители, которые вырастили крепких молитвенников за себя перед Престолом Божиим, родители угодников Божиих — преподобных, исповедников, мучеников и святителей.

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин считает, что это надо делать, начиная с 8-9 классов.

И благо тем родителям, чьи дети будут стремиться стать среди тех 144 ООО девственников, одетых в белые одежды, у «которых имя Агнца написано на челах», «поющих новую песнь пред престолом» Бога, которой никто кроме них не мог научиться, и следующих за Агнцем, «куда бы Он ни пошел» (Откр. 14, 1-4).

Хотя, в общем, это вопрос дискуссионный, мы не настаиваем на нашей абсолютной
правоте (ред.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *