ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ жизни В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Вопрос.

Почему сладострастие так тяжко и погибельно?

Ответ.

Хотя и все бесы прежде стараются помрачить наш разум, а потом предлагают нам свои прелести шбо если разум очей своих не закроет, то они сокровища его похитить не мо­гут), но паче всех делает сие (т. е. омрачает) с нами дух блудо-деяния. Он, ослепив ум, — воли нашей путеводителя, — не­редко заставляет и подстрекает нас делать то, что делают одни только безумные.

Вопрос.

Если столь тяжек и значителен грех блуда, то как важно и трудно истребить его в себе?

Ответ.

Крайне трудно. Ибо в таком деле вести надобно брань с плотью своею. А кто побеждает свое тело, тот побежда­ет самую природу; а природу победивший, конечно, сделался уже выше природы… Не всякая ли вещь по природе своей нена­сытно желает того, из чего она состоит сама — и, следователь­но, плоть плоти? Впрочем, мы, природу свою преодолевая и с нудничеством Царствие Божие достигая, потщимся сию пре­лестницу всеми возможными предосторожностями покорить

Вопрос.

Возможно ли это для собственных наших сил?

Ответ.

Никто, — говорит на сие св. Лествичник, — никто из трудящихся в стяжании чистоты не воображай себе, чтобы он получил ее собственными трудами. Ибо победить природу не в нашей состоит силе. А где природа побеждается, там, ко­нечно, есть присутствие Существа, Которое выше природы.

Вопрос.

Ужели самый сильный философский рассудок не в силах одолеть стремление похоти?

Ответ.

Да, не в силах. Не старайся, говорит Лествичник, беса блудного отгонять от себя философскими доказательства ми и противоречиями. Потому что он может очень довольно представить обольстительного для разума нашего и состязует-ся с нами, приводя естественные доводы. Желающий плоть саою преодолеть и победить сам собою всуе труждается. Аще не Господь разрушит дом плоти и созиждет дом души, всуе бдел и вотще постился разрушающий.

Вопрос.

Что же делать при сем?

Ответ.

Предложи Господу Богу немощь естества своего, признавая пред Ним все свое безсилие, — и нечувствительно от Него дар целомудрия получишь… Думающий же укротить блудную страсть своими собственными трудами и потами подобен связующему своего неприятеля слабым вервием.

Вопрос.

Впрочем, какие со стороны своей иноки употреб­ляют оружия в борьбе с ней’.’

Ответ.

Иной мучителя сего (страстное тело) связует по­двигами, другой смиренномудрием, третий получением себе Божественного откровения. И тог, кто воздержанием и бдени­ем противоборствует ему, сходен с опутывающим его крепким вервием. Кто же смиренномудрием, безгневием и сношением жажды с ним сражается, тот уподобляется тому, кто убивает своего соперника и, убив, скрывает его в песок; а чрез песок разумей смирение, которое, в настоящем случае, как безплод-ная земля никакого пороков былия не произращает. Но весь успех и всякое торжество победное — от Бога.

Вопрос.

Прекращается ли когда-либо опасность со стороны плоти?

Ответ.

Никогда. — Лисица притворяется иногда спящею, чтобы уловить птицу, а диавол целомудрствует, чтобы погу­бить душу. Не верь бренной своей плоти во всю жизнь и не на­дейся на воздержание ее, доколе не прейдешь отселе ко Христу.

Вопрос.

От чего происходят телесные грехопадения?

Ответ.

В новопостриженных иноках по большей части от неумеренности чрева и развлечения чувств; в пожилых — от высокоумия; а в подвижниках — единственно от осуждения ближних. Первые да памятуют, что желающий победить блуд­ного беса после пресыщения и при невнимании к чувствам своим подобен погашающему пожар маслом.

Вопрос.

Отчего некоторые, живя в безмолвных местах, наиболее бывают боримы от страстей?

Ответ.

Сие не удивительно. Ибо

  1. диаволы, для нашего спасения будучи прогнаны из общества человеческого в пу­стыни и пропасти, наиболее в сих местах и обитают.
  2. На безмолвника, да и всякого инока, сильнее воюют бесы блудодеяния с тем намерением, дабы, уверив его, якобы от пустынного или монастырского жития он никакой не получает пользы, воз­вратить его паки в мир.
  3. Когда мы крепко бываем в чем-либо боримы от врага, то это служит знаком, что мы крепко воору­жаемся против врага своего. Кто не чувствует борьбы, тот, зна­чит, уступку сделал врагу.

Вопрос.

На живущих в мире отчего бес блудодеяния менее нападает?

Ответ.

По вышесказанной причине. И еще потому, что от живущих в мире бесы сластолюбия иногда отходят, оставляя одного беса гордости, который всех их должность отправляет. Или же. обращаясь в мире по долгу послушания, бываем засту­паемы от греха Господнею рукою, а часто и молитвою отца ду­ховного.

Вопрос.

Когда особенно надлежит брать меры против беса блудного и какие?

Ответ.

Когда ложимся на постель, тогда наипаче должно его остерегаться. Потому что тогда одна мысль без тела с диа-волами сражается. И если она сластолюбива, то вскоре делает­ся изменницею. Ложась спать и восставая от сна, всегда имей память смертную и посредством молитвы с одним Спасителем своим беседуй. Другого средства к избавлению во сне гнусных привидений не обрящем… Когда от сна восстаем телом чисты и духом спокойны, то сие благодеяние получаем невидимо от Ангелов, особенно если спать легли много помолившись и трезвясь.

Вопрос.

Какое из пяти чувств наших опаснее для целомуд­рия?

Ответ.

Тело оскверняется и единым прикосновением, го­ворит св. Иоанн Лествичник. И нет ни одного чувства сего (осязания) опаснее. Помни того, кто, неся больную свою мать, обвил руку свою платом. Подобным образом и ты удерживай руку свою от прикосновений к чужому телу и чужой руки к твоему телу.

Вопрос.

Какие предостережения делает святой Димитрий блюдущим себя в чистоте?

Ответ.

  1. Не уязвляйся, говорит, в сердце твоем красотою лица тленной плоти. Ибо это трава, сень и гной. Не зримыми красотами уязвляй сердце твое, но к зримых и незримых Соде-телю ум и душу возводи.
  2. Воззрения с вожделением на кра­соту чуждую и безстудного прикосновения, лобзания и осяза­ния как смертоносного яда бегай, да не в глубину греховную впадешь ив сеть диавола увязнешь.
  3. Помни, что сладость греха на короткое время, а горечь его надолго.
  4. Ведай, что как соль, от воды рождаясь и паки воде прикасаясь, расходится и исчезает, так и человек, от жены рождаясь и с нею опять безсловесно соединяясь, от Бога душою отторгается… Молись убо и взывай к Богу часто: да не любодействую в сердце моем от Тебя, Господа моего, с тварию, но да всем сердцем моим прилепляюся к Тебе, всю тварь Сотворившему. Да ничтоже пред­почитаю паче Тебе. Да ничтоже возлюблю, кроме Тебе, Госпо­да моего, Источника жизни. Да не возлюблю ни славы, ни бо­гатства, ни красоты тленной, ни наслаждения плотского. Но Ты един да будешь моя слава, похвала, сокровище, пища и пи­тие и присносущное наслаждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *