Стыдно грешить, а не исповедовать грехи

Трудность и болезненную жгучесть опера­ции вынесешь, зато здорова будешь (говорится об исповеди). Это значит, что надо на испове­ди без утайки все свои срамные дела духовни­ку открыть: хотя и больно, и стыдно, позорно, унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть и ныть и подта­чивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей.

Да не стыдимся Господу исповедать свои гре­хи. Стыдно открывать свои преступления, но сей стыд учреждает землю, истребляет терние, возрождает плоды, кои мертвыми почитались (свт. Иоанн Златоуст).

Есть гордый стыд при покаянии во грехах. Это бывает, когда мы волнуемся и стыдимся поведать духовнику свои слабости, несовмес­тимые с нашим достоинством, саном и т.п. Между тем, на большинство таких грехов надо смотреть проще: я человек и по-человечески согрешал, — так сказать, констатировать факт, без ломания и кривляния. Согрешил как че­ловек — и говорить приходится человеку же, повинному, может быть, в тех же грехах. Тут стыд — та же гордость, есть в нем что-то не­смиренное, что вот-де я, такой, а согрешил. Это — та же гордыня. Все мы грешны, а во­ображать себя святыми — не дело грешни­ка. — А мы воображаем, и — случится впасть в грех, волнуемся не так, как следует. Попрос­ту согрешили, попросту и кайтесь, веря в ми­лосердие Господа, не доводя себя стыдом чуть не до отчаяния.

Многие из христиан скрывают на исповеди грехи свои или из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности Святейшего Та­инства Покаяния, — скрывают и, таким обра­зом, выходят от исповеди не только не очищен­ными от грехов, но еще более обремененными ими, и осуждаются.

Теперь стыдно, а после, на Страшном Суде, не раскаявшемуся открывать грехи придется перед тьмами Ангелов и людей, — не страшнее разве будет? На всемирном позорище… Нет, братие и сестры, от Бога не скроешься. Итак, кто скрывает на исповеди свои грехи, тот уд­ваивает их, ибо такой человек к греху, который скрыл, прибавляет другой грех: он лжет перед Богом, Который Сам невидимо стоит, прини­мая исповедание наше.

К Господу прибегай с покаянием и слезами. Покайся — и не сомневайся, покайся — и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На небе радость, когда ты каешься, а ты мед­лишь? Ангелы ликуют, а ты понурил голову? Ради тебя пришел врач, а ты скрываешь ра­ну? Не приидох бо призвати праведники, — го­ворит, — но грешники на покаяние (Мф. IX, 13). Итак, дерзай, грешник, и не отчаивайся! Тебя пришел призвать добрый Пастырь, ради тебя приклонил Он небеса — призывает тебя не на забавы, а на слезы, не на пиры и возлияния, а на пост, бдения и плач, не на пляски, увеселе­ния и услаждения музыкой, а на труд, скорбь и тесноту. Блажени, — говорит Он, — плачущий (Мф. V, 4) (свт. Иоанн Златоуст).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *