О сокрушении в подаянии

Покажи и сокрушение, и болезнование души и сердца своего о грехах, какое показал и пророк Давид.

В настоящей жизни мы должны воздыхать о своих грехах, проливать слезы, творить милостыню (блаж. Августин).

Отсутствие скорби о грехах приводит Бога в большее негодование и гнев, чем самое совершение грехов.

Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения, сопровождаемого плачем, сокрушением и отвращением от грехов.

Мы должны стараться возбуждать в себе сокрушение о грехах более размышлением о добродителях, о Царстве Небесном, нежели вредным воспоминанием о своих грехах; ибо до тех пор не перестанешь обонять вредное зловоние из нечистой ямы, пока будешь стоять при ней или ворочать грязь в ней.

Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельною.

Католический обычай приступать к исповеди и Святому Причащению без должного приготовления начинает прививаться и у нас. И у нас многие придут один раз в церковь, исповедуются перед самой Литургией и тогда же приступают к Святым Тайнам, и, таким образом, в течение каких-нибудь двух часов успевают отговеть и покаяться в своих грехах. Нужно сказать, что этот обычай очень пагубный. Он не дает возможности человеку как следует обдумать свои грехи, войти в свою душу, чтобы расположить себя к покаянию, а также не позволяет ему предаться молитвенным подвигам, чтобы достойно приготовиться к принятию Святых Тайн.

Случается, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «Смотри, сколько худого сделал ты; смотри, какого неистовства исполнена душа твоя; столько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись!». Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое (св. Макарий Великий).

Великое спасение в исповедании грехов, ибо дает возможность пройти мытарства все безпрепятственно (из жития преп. Феодоры).

Человеколюбивый и спасения желающий Бог премудро поставил между нами и Собою Таинство Исповеди и каждому дал власть, — если хочет, — через исповедь и покаяние восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ.

Но да знаем, что только здесь, в настоящей жизни, где бывает покаяние, бывает и отменение страшных судных определений, по безпредельной Божией милости, ради искреннего и совершенного покаяния. А кто не покается здесь, над тем немедленно будут исполнены сия определения там.

Икона Святого Ангела Хранителя
Икона Святого Ангела Хранителя

Если ты получил прощение всех своих греков через Таинство Покаяния, то какой любви, какого благодарения и смирения должно быть для тебя источником то, что, будучи достоин без численных мук, ты не только избавлен от этого, но еще удостаиваешься сыноположения, славы и Царства Небесного? Обращай сие в уме своем и всегда помни (св. Симеон Новый Богослов).

Как естественно нам есть, пить, говорить, слышать, так естественно и каяться. Рассмотри от начала мира жизнь всех, совершивших благополучно странствие земное, и найдешь, что таинство благочестия во всех благоугодивших Богу совершилось через покаяние. Был ли кто осужден — осужден он за пренебрежение покаянием. Был ли кто оправдан — оправдан он, потому что прилепился к покаянию (преп. Марк Подвижник).

Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками.

Бесы не находят те из грехов, в которых человек искренно покаялся в Таинстве Покаяния перед священником, и очень об этом скорбят (из жития преп. Феодоры).

Ты не забываешь ежедневно записывать свои дневные расходы в особую книжку? Так не забывай же записывать ежедневные грехи твои в тот свиток, который называется совестью. (А преп. Иоанн Лествичник советует для памяти записывать грехи и в книжку — для исповедания).

Если согрешим, преткнувшись, уврачуемся слезами, пока есть время для покаяния. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца.

Тот сам себя предает вечной погибели, кто, имея Милосердого Судию, не прибегает к пособию покаяния.

Коль скоро совесть обличает, кайся скорее, и сила греха разрушительная сим пресечется, и нет греха, который бы мог противостоять действию покаяния искреннего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *