О старчестве и отличии его от духовничества

Говорите: «Старцу приходится разрешать и наказывать». Мне думается, что старцу не следует ни разрешать, ни наказывать. — Его дело рассудить и определить состояние уче­ника, разъяснить ему, как дошел до худа, и указать способ, как на будущее избегать этого и как погасить страсти, от которых произош­ло дело, и помолиться. Старец — советник, а

нe судья и не каратель. Его дело — пожалеть И воодушевить, предав брата благости Божией… — Приходит ученик, кается в нарушении заповеди. Старец наказывает и прощает. — Coзнательное нарушение явной заповеди требует исповеди перед духовником и таинственного разрешения. Старец, выслушав ученика, дает ему разъяснение относительно падений и ука­зывает способы, как избегать таких падений и потом отсылает к духовнику. Тот разрешает и налагает епитимию. Старец дает только со­веты: «Ты бы поусердней помолился, не давал бы себе поесть, как обычно… и от сна отнял бы часть некую», — и подобное. Разрешение старцево (благодатию Своею Бог простит) не имеет разрешительной силы, свойственной та­инственному разрешению. Это принадлежит духовнику. Старцу принадлежит разрешение грехов простительных, и разрешаются они са­мим откровением. Как открыт такой грех, так и прощен. — У свт. Димитрия Ростовского исчислены такие грехи в повседневной испо­веди и в молитве на сон грядущим есть не­много указаний. Какую имеет силу старчест­во? Великую и превеликую, только она вся не юридического свойства, а нравственного — со­веты, разъяснения, воодушевления, молитвы. Долг старца, чтобы всякий ученик отходил от него, как обмытый, как бы искупавшись. Глав­ное, соберитесь и все определите, и бойтесь зайти в область духовничества (свт. Феофан Затворник).

Каяться в грехах, и их не беречься, есть то же, что насмехаться над Богом.

Из посланной тебе книжки об исповеди пе­ред духовником и об откровении перед старцем ты увидишь, что между тем и другим образом исповедания существуют различия: духовнику иногда достаточно исповедания грехов в общих чертах, а перед старцем требуется подробное открытие всех помыслов душевных и приня­тие советов его… (свт. Макарий, митрополит Московский).

Возвратясь домой, должно каяться о всех своих оплошностях, случившихся в дороге, когда или глазом поползнулся повидать что недоброе, или слухом услышать, или языком изречь излишнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *