Об отчаянии и излишней надежде

Один богослов, рассуждая о многих смерт­ных грехах, отчаяние почитает за больший из всех грехов, потому что грех сей есть прямо против Бога, и человек, отчаивающийся в ми­лосердии Божием, не верит могуществу Гос­подню, почитает себя за погибшего и не может исправиться. Св. Исидор говорит: «Грешить перед Богом, значит начать умирать вечною смертию, а отчаиваться в милосердии Божи­ем, есть то же, что вступать во ад». И блажен­ный Августин справедливо почитает равными как отчаяние, так и излишнюю на Бога на­дежду. — По мнению св. Исидора и блаженно­го Августина, и тот, кто излишне надеется на милосердие Господне, и тот, кто отчаивается, оба почти суть во аде: ибо как первый, надеясь излишне на милосердие Господне, будет гре­шить безопасно, ничего не боясь, так и пос­ледний, отчаявшись в прощении грехов своих, не будет в них каяться. Пагубно отчаяние, но излишняя надежда есть великое зло, ибо через нее мы оскорбляем Самого Бога. Излишняя надежда есть грех, едва ли меньший отчаяния. Излишне надеющийся на милосердие Божие употребляет милосердие Божие орудием в сво­их грехах.

Бог от нас требует покаяния, как скоро со­грешим, и не велит его откладывать.

Свт.  Иоанн Златоуст покаяние называет добродетелию, ведущею в Царство Небесное. В чем состоит сия добродетель? Не в ношении ли на теле нашем тяжких вериг? Не в сухоя­дении ли или в таких постах, чтобы питаться одним хлебом и водою? Не в том ли, чтобы скрыться в пещеру и всю жизнь провождать в уединении? Не требует Господь Бог от всех нас так много, хотя таковый образ святой жизни Ему весьма угоден и много содействует к до­стижению совершенства. Он и тем благоволит довольствоваться, чтобы мы, точно познав всю гнусность грехов наших и истинное возымев к ним омерзение, повинились Ему в оных пред духовником, ни одного не утаив, и оплакивали оные с искренним сокрушением сердца.

Если кто будет исповедаться, не имея ис­тинного сожаления о том, что согрешил, и не чувствуя сокрушения в сердце своем, то не по­лучит от Бога прощения в грехах своих. Все богословы единогласно утверждают, что без сокрушения истинного, чувствования великой печали о том, что мы согрешили, никому Бог вины не прощает.

Иные кающиеся, совсем не приготовясь к исповеди, приходят к духовнику, надеясь на него, что он их обо всем спросит и напомнит грехи. То правда, что весьма полезно, чтобы духовник спрашивал исповедающегося о всех родах грехов, сообразуясь с летами, разумом и состоянием каждого, со всевозможною осто­рожностью, чтобы не научить тому, чего он не знает. Но нимало человеку не полезно совсем надеяться на духовника, что он все грехи ему напомнит. Надо, чтобы прежде исповеди хрис­тианин приготовился, все свои прегрешения вспомнил и, обвинив себя в них перед Богом мысленно и сокрушаясь всем сердцем, пошел к духовнику и рассказал ему все грехи свои. Ибо если кто не приготовясь исповедуется, то даже ежели ему духовник грех его напомнит, и он в нем ему признается, то такое признание будет сделано мимоходом, без надлежащего сокру­шения и чувствования, сколь великое есть де­ло оный грех его. Ибо в ту минуту, в которую ему духовник грех его напомнит, нельзя вдруг исполниться нужными при покаянии распо­ложениями духа и сокрушиться с глубоким самоуничижением, которого требует настоя­щая исповедь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *