Не стыдись… священник хранит тайну исповеди

Ежели теперь стыдишься сказать грех свой духовнику, который такой же человек, как и ты, и больше может согрешить, нежели ты, ес­ли не будет вспомоществуем милосердием Божиим, то что будет, когда оный грех открыт будет на Страшном Суде Господнем в присутс­твии Бога и безчисленных святых Его? Стыд исповеди нимало не приличен, и он изобретен диаволом… Ежели же нам Господь Бог, по не­исповедимому Своему милосердию, назначил судьею такого человека, как и мы, такою же слабою плотию одетого, то для чего же нам ду­ховнику нашему не открыть искренно нашей совести, и особенно, когда совершенно знаем, что он не может ни самомалейшего нашего по­рока никому открыть, будучи обязан строгос­тью закона и своею должностью к соблюдению тайны исповеди.

Более всего злые духи стараются о том, что­бы человек не покаялся: они, как ненавистни­ки человеческого рода, будут при смерти более всего искушать, чтобы не дать человеку поду­мать о покаянии.

Покаяние может быть тебе только здесь по­лезно, когда ты в земной жизни еще вместе с телом находишься, а когда умрешь во грехах без покаяния, тогда, хоть и увидишь свое несчас­тие, представя себе непостижимую вечность в муках, и будешь в грехах раскаиваться, но тог­дашнее твое покаяние будет напрасно и ничем тебе пособить не сможет. Будешь оплакивать свои грехи, но слезы твои никого не тронут.

Будем помнить, что возвращение к преж­ним грехам безумно, потому что оно опять похищает у нас достигнутый мир. Мы при­мирились с Богом, — возвращение к грехам уничтожает это примирение. Какого блага мы лишаемся, утратив мир с Богом и с совестью! Возвратившись к прежним грехам, мы лиша­емся и достигнутой свободы, которую обрели, освободившись от греха и вины. Драгоценное благо… Возвращение к прежним грехам пока­зывает нашу неблагодарность.

Бойся привычки к греху.

Привычка к гре­ху тем труднее побеждается, чем долговре­меннее сроднялась с сердцем человеческим. Нужна жестокая брань с самим собою и див­ная сила благодати, чтобы победить грехов­ную привычку.

Один из признаков, что живет в нас Дух Бо­жий, если есть в нас покаяние и самоотверже­ние. Святой Дух показывает нам всю отвратительность нечистоты всякого греха. А видя нечистоты греха, можем ли мы не отвергать их от себя и не каяться в них?

Недостойные священники не препятствуют нам получить в Таинстве благодать Божию.

После каждого греха должно приносить пе­ред Богом покаяние и просить Его помощи против искушений, так как от нераскаяннос­ти происходит закоснение в грехе, заглушается голос совести.

Надо помнить, что всякий грех для души то же, что яд для тела; а яд, если не будет извер гнут вон известными средствами, не имущему причинят смерть телесную; и грех скрываемый заражает всю душу и мертвит ее, т.е отчуждает ее от жизни Божией, лишает благо дати, без которой душа неизбежно подпадает власти диавола. Сей-то древний враг наш и вселяет во многих кающихся ложный стыд при исповеди; но надобно стыдиться греха, а не обнаружения его перед духовником. Да и кого стыдиться? Господь знает наши самые тайные помышления, а служитель Божий, свидетель нашего исповедания, тоже человек, и в свою очередь так же нуждается в исповеди.

Чтобы получить прощение грехов от Бога, нужно иметь истинное покаяние в грехах и со­вершенное исповедание их. Ибо как больной не исцеляется, если не откроет своей болезни врачу, так никто не может получить прощения, если прежде не осознает своего греха перед Богом. Ибо, по словам блаженного Августина, сознание греха есть начало спасения.

Посему все грехи, в коих христианин раска­ивается перед священником, обещаясь впредь не грешить, благодатию Божиею заглаживают­ся, ибо покаяние названо вторым крещением.

Старайтесь почаще исповедоваться духовни­ку своему, ничего не утаивая, с сердечным со­крушением о содеянных грехах, коими мы так много прогневляем Милосерднейшего Госпо­да; имейте твердое желание и просите помощи

Божией, дабы впредь избегать грехов. Хотя никто не может о себе сказать, что он не со­грешит, но надо всевозможно стараться удер­живаться от грехов и понуждать себя к добру.

Исповедание самое искреннее, неустанное много защищает от повторения искушений.

Есть плач сердца без слез, но такой же силь­ный, как слезы.

Не потерпим помыслов, умаляющих грехи наши и успокаивающих нас отпущением гре­хов (св. Максим Исповедник).

На исповеди запрещается сдавать свои грехи по частям, как делают иные люди хитрые, т.е. половину или больше незначительных грехов передают они на исповеди одному (знакомому) духовнику, а другую половину, более тяжких грехов, — другому духовнику, который не зна­ет их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные оттого, что своего знакомо­го духовника стыдятся, и потому, как фари­сеи, своему духовному отцу передают лукаво и безсовестно только мелкие и обыденные грехи, а с теми грехами, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким действием обманыва­ют не духовника, а Самого Спасителя и Бога, и через то уничтожают Таинство Святого По­каяния и становятся недостойными и Святого Причащения.

Вообще неприлично, без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, ища такого духовного отца, который бы поменьше спра­шивал, не строго обличал и почаще разрешал принятие Св. Таинств, даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин.

Есть, к несчастию, люди, которые скрыва­ют свои грехи на исповеди. Так, одни из-за ложного страха, другие из-за ложного стыда, третьи из гордости, иные, наконец, просто по невежеству, утаивают при покаянии свои без­закония от священника, а через это удваивают их, потому что лгут пред Самим Господом Ии­сусом Христом, исповедание их приемлющим. Сокрытием своих грехов вы угождаете диаволу, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1 Петр. V, 8), ища вашей погибели.

Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать пока­янием… Греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтобы они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедлен­но отвергнуть (свт. Игнатий Брянчанинов).

Про исповедь надо спрашивать долголетних духовников, благоговейно проходивших слу­жение Божие.

Все бо мы в беззакониях зачаты есмы, и во гресех роди нас мати наша (Пс. L, 7). И от плоти есмы (Ин. III, 6). Посему хотя бы кто и был святым, и тот имеет нужду в исповедании грехов, как говорит пророк Давид. Об этом так говорит блаженный Августин: «Если чело­век скрывает, Господь открывает; если человек таит, Бог явным делает; если человек сознает, Бог прощает».

Причина, побуждающая тебя к покаянию, должна быть неизвестность твоей смерти. Христос сделал для тебя неизвестным час сей для того, чтобы ты всегда жил в покаянии и всякий час считал бы последним. Другие при­чины, склоняющие тебя к покаянию, должны быть Страшный Суд и вечные муки (свт. Фео­фан Затворник).

Грешен ли ты — спеши принести во грехах покаяние, тогда имя твое впишется в Книгу Жизни, и определение мучения твоего переме­нится на определение спасения твоего.

Бог до сих пор оставлял нам время для по­каяния, но как мы пользовались этим вре­менем?

Некоторые, например, возражают против устной исповеди и возражают потому, что они не имеют истинно-христианского смирения, потому что их самолюбие не дозволяет им со­знаться в своих поступках даже перед священ­ником, служителем Бога. И таким людям необ­ходимо обратить внимание на состояние свое­го сердца, ибо с очищением сердца исчезнет у них и всякая охота к изысканию возражений против учений Христа.

Пост, говение, исповедь и св. причащение — вот курс здешнего врачевания.

Бывает, очень сильно смущают помыслы че­ловека, внушающие ему, что несмотря на все усилия и труды он не наследует Царствия Божия. Такие вражеские помыслы следует отвер­гать при самом появлении их словами Еван­гельскими: «Верую, Господи, помоги моему неверию», — и быть совершенно уверенным в милосердии Божием, ибо все наши грехи со­ставляют как бы горсть песку перед океаном милосердия Божия. И свт. Иоанн Златоуст го­ворит: «Океан имеет границы, а милосердие Божие без предельно, потому необходимо наде­яться на Него. А в случае каких-либо падений не унывать и не скорбеть безмерно, а воздви­гать себя упованием и смиренно просить про­щения. Когда падет христианин, да не забыва­ет любви своего Отца в надежде прощения».

Бог дал тебе в этой жизни самое простое средство к очищению грехов: Таинство Пока­яния. Знала ты это средство, но не восполь­зовалась им!.. Покаяние — вот единственное средство войти в Царствие Божие. Грехом мы отпали от Царствия Божия, следовательно, в покаянии о грехах мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и св. общества Анге­лов, — через покаяние во грехе мы снова будем приняты в это общество.

И что всего печальнее, мы так привык­ли грешить, что и грехи-то свои не считаем грехами. Называясь православными, мы жи­вем часто хуже евреев, магометан и язычников. Следовательно, когда мы видим свои грехи, — это есть запах здравия души.

Епитимия должна служить покаявшемуся напоминаем о грехе.

Угрызения совести тяжелее всяких других мучений. Поэтому исповедники духовнику должны сами открываться, а не ожидать воп­росов. Трудно знать, что таится в чужой душе.

В покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Ос­тавляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мни­мых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств, потому мало-помалу, не­приметным образом заражаемся мнением (свт. Игнатий Брянчанинов).

Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются: ни на мытарствах, ни на Суде.

Чистая исповедь — лучшее средство к нравс­твенному усовершенствованию.

Ничто не отнимает у сатаны столько силы, как если мы открываем тайны нечистых мыс­лей (и грехов) своим духовникам, и ничто так не радует злобного врага, как если человек не хочет открывать их.

Касательно сетей вражиих, то они при ис­поведи духовнику все разрушаются (преп. Ам­вросий Оптинский).

Что здесь себя исповедью пристыжаем, тем избавляемся вечного стыда… Исповедания пред духовником до смерти не надо откладывать под тем предлогом, что не исправлюсь, опять, де­скать, все то же. Таинство сие чудодейственно: долго ли, коротко ли — воздействует, привле­чет к совершенному исправлению и очистит душу от всякого греха.

Каких ради грехов жены находятся в аду? — Жены находятся в аду ради четырех грехов: не­чистоты своих мужей; суетных и непотребных украшений; ежели любят ворожить; и стыда, ради которого не исповедуют грехов своих.

Если бы вы знали, что значит покаяние! Че­рез него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Св. Причащении. Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.

Если не имеем добродетелей, то постара­емся, по крайней мере, избавиться от грехов покаянием и терпением находящих скорбей, которые посылаются Промыслом Божиим к очищению души нашей от грехов и пороков и всякой неключимой примеси.

Долги хуже грехов: в грехах человек по­кается — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в буду­щей жизни.

Когда согрешишь, стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога тво­его, такого Милосердного, так тебя любящего и так заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть (свт. Иоанн Златоуст).

Греховные мысли не должно ставить в грех, если мы их не принимаем, не хотим, боремся с ними через молитву, но считать их за иску­шение; в противном случае диавол будет тем утешаться. Надо знать, что кто противится греховным мыслям, тот заслуживает у Бога ве­ликую благодать.

Душа, которая оставила покаяние или не­воздержанна, или любит осуждать людей, не может избавиться от бесовских козней и ос­вободиться от плохих помыслов (преп. Силуан Афонский).

Авва Антоний говорил авве Пимену: «Вели­кий подвиг для человека — раскаяние во гре­хах своих перед Богом и ожидание искушений до последнего издыхания».

Покаяние в том состоит, чтобы отвращать­ся от греха, ибо такова благость Божия, что в какой час обратится человек от грехов своих, Бог приемлет грешника с радостию, не считая прежних грехов его, как написано в Евангелии о юнейшем сыне…* (авва Исайя).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *