Как надо каяться

Однажды два инока, бывшие на исповеди у аввы Зенона, сошедшись вместе, спрашивали друг у друга, какое воздействие эта исповедь произвела на них. Исповедание греховПервый сказал, что за мо­литвы старца Господь исцелил его, и он чувс­твует облегчение от тяготы духовной. Другой сказал, что он хотя и исповедался, но не ощу­тил исцеления. Получивший пользу спросил: «Как ты исповедался старцу?». Тот ответил: «Я  объяснил  ему,  что  за мной такие-то грехи, просил молиться». Но получивший пользу сказал: «А я, исповедуя помыслы мои старцу, попинал слезами ноги его, и за его молитвы Бог исцелил меня». Что значит искренне исповедоваться? — Ни­чего не скрывать, говорить прямо, не округлять (преп. Амвросий Оптинский). Крещение дарует прощение грехов туне (да­ром) и совершенно ничего не требует, кроме веры; при покаянии же во грехах по креще­нии Бог не туне прощает, но требует тру­дов, скорбей, печалей, сокрушения, слез, дол­говременного плача, — и потом прощает (св. Исаак Сирин). Христос поручился за нас на условии покая­ния: отвергающий покаяние — отвергает Спа­сителя (свт. Игнатий Брянчанинов). Святое Таинство Покаяния есть купель, в которой грешник очищается для неба (прот. И. Толмачев). Всякий покаявшийся должен решиться на постоянную и усиленную борьбу со своими страстями и худыми навыками и возненави­деть не только грех, но и места, и орудия, и ли­ца, и другие обстоятельства, которые ко греху приводят («О должности пресвитера»). Смерть без покаяния — собачья смерть (по­словица).

По учению свт. Тихона Задонского истинное покаяние состоит в следующем:

  • От прежних грехов мы должны отстать и ими, как мерзостью, гнушаться.
  • О содеянных грехах сожалеть и Бога уми­лостивлять покаянным плачем, и духовни­ку исповедаться; от других грехов всячески беречься.
  • Оставлять ближнему согрешения, дабы нам самим Бог оставил по сказанному: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф. VI, 14).
  • Любовь и милость всякому являть, чтобы самим милость получить: Блажени милостивий, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).
  • Смирять себя: Смиряяй себе вознесется (Лк. XVIII, 14).
  • Никого не осуждать, не оклеветать.
  • Богу молиться всегда, чтобы в напасть вражию не впасть: Бдите и молитеся, да не вийдете в напасть (Мф. XXVI, 41), — Христос глаголет.

Не забывай исповедаться и причащаться, особенно когда ты находишься в опасности смерти (также в опасном путешествии). Когда исповедуешь грех свой, то — о чудесе! в тот же час, как только духовный отец отверзает уста здесь, на земли, и говорит: «Чадо, отпущаются тебе греси твои!», — выговаривает то же отпущение с небеси и Небесный Отец. «Про­щаю тя!», — говорит здесь священник. «Про­щаю тя!», — определяет здесь священник, — и там это определение в тот же час подписует Дух Святый. О чудесе! В выговорении сих всесильных словес безконечное то зло истреб­ляется, безконечная та тягость отваливается. О Божия человеколюбия величество! Грешни­ка, по исповедании им своих согрешений, Бог праведником являет. Грехами и малыми шутить не следует. Кто считает важным празднословие или взгляд на что-либо увлекающийся, или смех несдержан­ный и т.д.? Мы видим, однако ж, в словах Гос­пода строгое их осуждение (св. Ефрем Сирин). Не оставляй неизглаженным грех, хотя бы он был и самомалейший: иначе он повлечет те­бя к большому злу (преп. Марк Подвижник). Помыслы исповедовать надо те, в которых воля наша участвует и соизволяет на них и де­лается мысленною преступницею пред Богом. Кайся, человек, и не оставляй без внима­ния и малейшего согрешения, ибо если малым пренебрегать будешь, и о великих потом вознерадишь, но кайся и даже малого не оставляй прегрешения, если оно и меньше всякого греха будет. Не говори: сие ничто, то ничто, но не презирай даже праздного слова, даже помысла тонкого (свт. Димитрий Ростовский). Если человек хочет, чтобы враг диавол не имел в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, пр­окрывая пред отцом духовным. Если после исповеди совесть не успокаивается, то хорошо понести какую-нибудь епитимию по определению духовника. Кающийся должен книги христианские чи­тать и узнавать, в чем грех состоит и в чем доб­рое дело, дабы возмог от греха остерегаться и добродетели научиться. Главные погрешности надо говорить на ис­поведи, даже погрешности в чувствах и помыс­лах. Неоткровенный — сам себе враг. Если кто скрывает помыслы, злые духи ра­дуются, усиливаясь погубить его душу. Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного нака­зания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в рай (Лк. XXIII, 43), а между тем, после этих слов перебили ему голени, а каково было еще на од­них руках, с перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит ему нужно было страдание очистительное. Хотя грехи прощены посредством исповеди, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Не полагайся на благость Божию в отноше­нии себя, если ты не думаешь и не заботишься об исправлении своей греховной жизни. Кто не видит грехов своих и не чувствует тяжести их, тот легко впадает в прелесть бе­совскую, Диавол внушает: «Вы хорошо живете; еже­дневные проступки ваши ничтожны». Так он вначале отклоняет от покаяния и уловляет. И те, которые слишком положились на свою свя­тость, лишились благодати, происходящей от Таинства Покаяния, и таким образом пали. Одним тем непременно следует вечное осуждение с диаволом во аде, которые не хо­тят каяться и от грехов отстать, а кающимся и отставшим от грехов двери милосердия Божия открыты (свт. Тихон Задонский). Сколько бы грехов ни было у кого и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще более. Отчаиваться — значит самому у себя от­нимать милость Божию.

Согрешить — дело человеческое, а отчаи­ваться — сатанинское (св. Нил Синайский).

Один воин спросил старца, принимает ли Бог раскаяние. Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?». Воин го­ворит ему: «Нет! Но я зашью его и опять бу­ду употреблять его». — «Если ты так щадишь свою одежду, — сказал ему старец, — то тем более Бог не пощадит ли Свое творение?». Сделавший грех должен сам осуждать себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Никто столько не благ и не милосерд, как Господь, но не кающемуся и Он не прощает (св. Марк Подвижник). Надо опасаться, чтобы у немощного не было и покаяние немощное, а у умирающего — мер­твое (свт. Тихон Задонский). Св. отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подроб­ности не осквернить чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснять подробнее, с об­винением себя. Не умеющим видеть грехи свои рекомен­дуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди, в чем укоряют и упрекают. Когда приступаешь к Святому Причаще­нию, береги себя от гнева, приступая иначе, ты будешь чувствовать в душе своей тяжесть и больше ничего. Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, тогда они с корнем вырываются. Потщися, грешниче, прежде даже не затво­рится дверь покаяния. Не ждет время твоего нерадения, ниже дверь ждет, зрящи тебе лени­ва. Здесь бо Господь внимает нам, молящимся, и здесь отпускает нам, умоляющим, здесь изглаждает наши беззакония. Здесь умоление — тамо же взыскание.

  • Здесь снисхождение — тамо строгость.
  • Здесь прощение всех согрешений, а тамо — казнь, мука и огонь вечный (св. Ефрем Сирин).
  • Соделываемся грешниками тогда, когда не возненавидим грех и не раскаемся в нем.

Всякий грех, тяготящий совесть

Надо спе­шить открывать духовнику, не ожидая време­ни поста. Хорошо и дня одного не держать его на душе, и еще лучше — ни часа, ибо грех от­гоняет благодать Божию и лишает дерзновения в молитве. Исповедь не есть только беседа с духовни­ком, рассказ о своих грехах; исповедь есть це­лый переворот в душе. Значит, исповеди перед духовником должен предшествовать пересмотр своего поведения, самоосуждение. Не только тогда, когда придешь на исповедь, надо иметь сокрушение о грехах и покаяние, по и всегдашний залог покаяния в сердце. Смертный грех — это такой грех, в котором если ты не покаешься и в нем застанет тебя смерть, то ты идешь во ад, но если ты в нем покаешься, то он тебе тотчас же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только покаяни­ем (старец Варсонофий Оптинский).

Лучше получить за тяжкий грех епитимию от священника, чем ожидать Божьего нака­зания.

Чтобы исповедь шла и совершалась более удовлетворительно, попробуйте, пожалуй, за­писывать все, что лежит на совести, и, присту­пив к духовному отцу, попросите его выслу­шать все записи, после чего или он пожелает еще о чем-либо спросить вас — спросит, или вы сами предложите ему это сделать. Действуя так, вы всегда будете отходить от аналоя, как скинувшая с себя все вяжущее из одежды. Но ведь, если нет ведения своих грехов, нет и покаяния, а нет покаяния — нет и спасения. «Дай мне зрети мои прегрешения», — молит­венный вздох каждого из нас во дни Великого поста. Если мы забываем грехи, то не значит ли это, что мы не придаем им серьезного зна­чения? Есть одно вспомогательное средство, веду­щее нас к познанию своих грехов, — вспоми­нать, в чем обычно обвиняют нас другие.

Приносить духовнику надо не только спи­сок своих грехов, но и покаянное чувство и сокрушенное сердце.

Отчего святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никтоже согреши на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный», — а мы убеждены, что у нас все «благополучно»! Есть люди, которые, не видя множество своих грехов, обычно говорят: «Ничего особенного, как у всех… только мелкие… не украл, ни убил» У них и не видно сокрушения о своих грехах. Исповедь важно отличать от духовной бе­седы, а то, бывает, человек, оставив существо Таинства Покаяния, идет на исповедь для бе­седы. Беседа, хотя и о духовных предметах, мо­жет рассеять, расхолодить исповедующегося.

В исповеди самое важное — состояние души самого кающегося, каков бы ни был испове­дующий, лишь бы он выслушал тебя. Важно ваше покаяние, а не он, что-то вам говорящий. У нас же часто личности духовника ошибочно уделяется первенствующее место. Необходимо должно возможно чаще прибе­гать к Таинству Исповеди. Урок, получаемый раз в году, ничему не научит. Как часто вместо исповеди слышатся жи­тейские разговоры, хвастание собой и своими добрыми делами и т.п. Человек не хочет и не пытается собою заняться, покопаться в сво­ей жизни, в душе, нет отвращения от греха и жажды очищения и освящения через Св. Та­инство. Диавол всяким образом старается привес­ти нас в отчаяние, ибо знает, что если и ма­ло покаемся, не без награды останемся, но как стакан холодной воды подающий получает награду от Бога, так и раскаявшийся в нечестиях, которые сделал, хотя достойное грехов и не покажет исправление, и за это самое получит награду (свт. Иоанн Златоуст).

Покаяние подобно грязной посудине, ко­торую вычистить и вымыть.

Осмотреть свою посудину — значит почувствовать свою вину пред Богом и вспомнить все грехи, ко­торые вкрались в сердце твое. Извергнуть не­чистоту из посудины — значит исповедаться во грехах своих пред духовником, а вымыть водою и выжечь огнем означать будет сердеч­ное и даже слезное раскаяние и добровольную решимость перенести все неприятности, нуж­ды, скорби, несчастия, и даже бедствия, какие случаются с нами. Во время шествования по мытарствам Феодора сказала сопровождавшим ее Ангелам: «Я просто трепещу от того, как подробно все разбирается». Ангелы отвечали ей: «Не всех так испытывают на мытарствах, но только не ис­поведавшихся в надежде, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов; иные просто стыдятся на исповеди высказать духов­нику свои грехи — вот такие-то люди будут испытаны на мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся все высказать одному духов­ному отцу, а избирают нескольких; за такую исповедь они будут наказаны и немало претер­пят при переходе из мытарства в мытарство».

Как отличить истинное покаяние от формального, часто обманывающего самого кающеюся?

— Если покаяние не исходит от глубины сердца, то мигом оно переходит в самооп­равдание, недовольство, даже в обиду. К вопросу о том, отпускаются ли грехи тому, отпускаются ли грехи  без достаточного раскаяния и веры присту­пает к Таинству, епископ Иннокентий говорит: «Без веры, покаяния, сколько бы священник пи говорил: прощается и разрешается, — ты от Бога не получишь разрешения». Нечувствие, каменность, мертвость души — от запущенных и не исповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедлен­но, пока больно, исповедуешь совершенный грех! Отложенная исповедь дает безчувствие. Через исповедь очищаются скверны, врачуются язвы, отпускаются грехи, возвращается падшим невинность, восстанавливается по­терянная чистота, открывается дверь к небу, связуется диавол, нечистые делаются чистыми, неправедные делаются праведными, святотат­цы извлекаются из бездны. Через покаяние земля стала небом, потому что наполнилась святыми. «Одного только требую от вас, — говорит Господь, — исповедания согрешений, и после этого уже не подвергаю суду. Трудно ли, тя­гостно ли это Мое требование? Но Я знаю, что род человеческий весьма склонен ко греху, по тому и желаю, чтобы они исповедовали пре­жние грехопадения» (свт. Иоанн Златоуст).

Для богобоязненных и кающихся неисчерпаемая бездна милостей Божиих!

Коль сами себя осудили, не осудит Господь. Воспомянули грехи? Не помянет Он. «Ктому неправд их не вспомяну», — говорит Сам Господь… Призна­тельного и кающегося грешника Господь удо­стаивает великой милости наряду с праведны­ми (старец Иоанн Троицкий). Не очистившийся через покаяние, аще же­лает смерти, поступает безумно. Хорошо, если кающийся понесет после ис­поведи епитимию, или наказание за прошлые грехи, соответственно их мере. Это необхо­димо исповедующемуся для того, чтобы он, получив Божию благодать в Таинстве Испо­веди, не пренебрег бы ею и не заслужил Бо­жия осуждения. Будь крепка в вере, что Господь и Спаситель все грехи кающихся изглаждает. Изглажены и твои грехи, когда покаялась. Эту веру пожи­вее восстанови в себе и пребудь с нею нераз­лучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход (свт. Феофан Затворник). Нет иного, наилучшего способа к порабо­щению страстей, как возможно более частое и откровенное исповедание старцу. Без него, сколько бы ни трудились, не приобретем навы­ка держать себя по возможности безгрешно. Самые немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют смирению (свт. Игнатий Брянчанинов).

Отчего же мы вскоре после говения возвра­щаемся ко грехам?

Где причина такого печаль­ного возобновления в нас грехов после нашей исповеди и Святого Причастия? — Это отто­го, что мы не каемся во грехах, как должно. Св. царь и пророк Давид по исповедании гре­ха своего каждую ночь омывал ложе слезами своими, вставал в полунощи, вкушал пепел, я ко хлеб, и питие свое с плачем растворял. Св. апостол Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, вставал с ложа своего и повер­гался на землю в горьком плаче об отречении от Христа Спасителя. Вот как поступали ис­тинно кающиеся! А мы исповедуемся в своих грехах, но не оплакиваем их, не сожалеем о них и не сокрушаемся о них. Далее, для воз­можно полного врачевания от греховной бо­лезни, потребна с нашей стороны постоянная борьба с этими соблазнами и искушениями и победа над ними… Говорят: «Бог благ, Он помилует всех грешников». Да, но каких? Искренно кающихся, и оставляющих неправду, и творящих правду. Вы хотите населить рай пьяницами, прелюбо­деями, сребролюбцами, ворами, предателями Нераскаянные грешники — несомненные сыны погибели. Спешите через исповедь очиститься от гре­хов здесь, на земле, пока не пришла смерть, чтобы не быть истязуемыми за них там, за гробом. Всякому говеющему должно попоститься и в церковь походить, и уединиться, и почитать Священное Писание, и подумать, и собою за­няться, войти в себя. После всякого греха нужно покаяние. Час­то нужно каяться и пересматривать свою ду­шу. Кто не кается и нерадит о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным делает себе по­каяние и исправление. Для успешного покаяния необходимы — зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его (свт. Игнатий Брянчанинов). Должно пред исповедью испытывать свою совесть по десяти заповедям Божиим (или по исповеди) и записывать, а то кающиеся забывают сказать на исповеди многие грехи: враг крадет, чтобы человек не покаялся и с грехами неисповеданными помер. Пред исповедью храните молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *