Главные средства к избежанию грехов

  • Надо избегать всех поводов ко греху, всех мест, лиц, вещей, которые могут быть для тебя соблазнительны и внушают греховные желания.
  • Надобно всегда помнить смерть, прохож­дение по мытарствам, Страшный Суд и буду­щую жизнь.
  • Как можно чаще представлять себе вез­де присутствие Божие, размышлять о благо­деяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего на земле, Его страданиях и смерти, и вообще о главных истинах Православной хри­стианской веры.
  • Удерживаться от греха помогают сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа.
  • Надобно внимать себе, т.е. бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, же­ланиями и поступками.
  • Как можно чаще должно прибегать к Та­инству Покаяния и исповедаться пред духов­ным отцом, просить у него советов и слушать­ся их и достойно причащаться Святых Тайн Христовых.
  • Не опускать случая и возможности при­сутствовать при церковном Богослужении и до­ма читать духовные книги.
  • Знакомиться и беседовать с людьми благо­честивыми и рассудительными и избегать раз­говоров с людьми безнравственными.
  • Постоянно иметь какое-либо полезное за­нятие, нести должность, заниматься какой-ни­будь работкою, чтобы не быть праздным.

Что такое истинное покаяние? — Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы от­кровенно исповедовать духовному отцу свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвра­щаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, которые были прежде сделаны. И не толь­ко жалеть, но и заглаждать их делами, трудами покаяния, и притом такими трудами, которые бы не только равнялись содеянным нами гре­хам, но и превосходили их.

Спеши принести покаяние. Вспомни, за мо­гилой нет покаяния. Будешь жалеть о потерян­ном для покаяния времени. Вспомни, что та­кое вечность для грешника. Она — начало без конца. Начнутся мучения и никогда не кон­чатся, пройдут в мучениях грешников десятки, сотни лет, а мучения как бы не начинались. Пройдут тысячи, миллионы лет, и ожидать конца мучениям нет надежды. Двери милосер­дия Божия затворятся; струи благодати иссяк­нут для грешника. Было у него время милости Божией, а теперь настало время Господне. Тебя Господь звал, и ты не слушал. Безпредельно милосердие Его, но безпредельна и правда Его Безпредельно блаженство праведных, но безпредельны и мучения грешников.

На вопрос, как должно совершаться покаяиие, свт. Феофан Затворник дает такой совет: «Больше сокрушения о греховности надо, чем перечисления грехов, хотя и это необходимо, больше молитвенных воздыханий из сердца, чем прочитывания молитв, хотя и это нужно. Суетливость надо изгнать из души и водворить там благоговеинство пред Богом».

Без покаяния нет прощения, нет исправле­ния — душа человеческая погибает.

Испытывать иногда себя надо, иметь обра­зец исповеди, как, например, свт. Димитрия Ростовского; в нее, как в зеркало глядитесь, и какие пятна есть на лице души, — запишите (чтобы не забыть) и смойте исповедью (прочи­тайте) пред духовником. Лишнего на себя на­говаривать не надо, да и не скрывать, из стыда, того, в чем совесть обличает.

Не должно отчаиваться в милосердии Божием: смерть Господа довлеет не только для не­которых грехов, — для сих или оных, — но для всех грехов, каким бы именем не назывались они: тайные или явные, ведомые или неведо­мые, прошедшие или настоящие и будущие; да­же хотя бы человек все грехи целого мира один учинил и на себе имел, то страдание и смерть

Господа Иисуса Христа столь важны, крепки, сильны и мощны, что все грехи отъемлют, все грехи ради Его заслуг крестных простятся и никогда не вменятся.

У верующего великое множество благоде­тельных средств к врачеванию его, к утешению, освящению: Исповедь, Святое Причащение, богоявленская вода, просфора, антидор, ар­тос, мощи святых, чудотворные иконы, чтение слова Божия (наипаче — Евангелия), усердная молитва, призывание на помощь святых и Ан­гела-Хранителя, частое произношение имени Иисусова, помазание святым елеем, крестное знамение — все это для верующего великое пособие в брани с грехом, в горе, в унынии, в болезни, при нападении искушений, врагов. А как немногие прибегают к этим средствам для своего духовного утешения!

Содеянный грех еще больше увеличит дур­ную привычку и может обратиться в страсть. Содеянный грех потребует покаяния, епитимий. Когда искушение сильно борет, когда дол­го борет и сам не можешь его прогнать, беги к духовному отцу, проси его св. молитв и совета, но не уступай врагу-искусителю.

Мы еще не приступили к исповеди, а ду­ша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли… Стыдно говорить духовнику… Не достаточ­но приготовлена… Как часто говею…». Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приго­товь душу твою к искушению.

Во всяком грехе, во всякой нехорошей мысли, чувстве, действии, поступке — помысли, что ты работаешь врагу, в угоду ему и побой­ся этого рабства, прибегни к покаянию и ис­правься от этой измены твоему Владыке и Гос­поду (из дневника инока).

Человек, проживший не малое время во гре­хах без покаяния, когда начинает каяться и исправляться, то безпрестанно чувствует ду­шевное мучение: несть спасения ему в Бозе его (Пс. III, 3). Отчего появляется в сердце тако­го бедствующего страх, ужас, печаль, тоска и всякое безпокойство. Во время сего искушения думай о милосердии Божием: сколько твоих грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости, подумай о том, когда ты проти­вился воле Божией, Бог тебя миловал; ныне ли не помилует тебя, когда хочешь и стараешься исполнять волю Его? Ибо если человек чисто­сердечно обращается от грехов своих к Богу, то и Бог со Своею благодатию обращается к нему и принимает его в Свою милость.

Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение (свт. Иоанн Златоуст).

Смущаться своим недостоинством и под таким, как бы благовидным, предлогом ук­лоняться от спасительного Таинства При­чащения Святого Тела и Крови Христовых христианину, по мысли преп. Серафима Саровского, не следует. Такое смущение — от враг спасения. Только надо постараться приготовиться к причастию говением и исповедью.

One thought on “Главные средства к избежанию грехов