Наставление святителя Тихона Задонского о том, как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях

Сыне мой! не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обли чаемь. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? (Евр. 12, 5-7).

Да возможеши, христианине, в случившейся скорби получить утешение печальному сердцу твоему, внимай следующему рассуждению:

Без всякого сомнения известно есть, что истинным христианином без скорби в мире сем быти невозможно. Тако бо свидетельствует Божие слово: многи скорби праведным (Пс. 33, 20); в мире скорбни будете (Ин. 16, 33); вси хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). Ибо путь, который их вводит в живот, тесен есть (см. Мф. 7, 14). Что убо? Ты ли един хощеши без скорби пробыти и с тесного пути на пространный, который вводяй в пагубу (Мф. 7,13), взыти, и тако от числа истинных христиан себе выключить? Прочитай Священную от начала мира Историю, и увидишь, что все святые чашу горести крестныя пили, и ныне в мире странствующие пьют, и до конца мира будут пить. Довлеет тебе к утешению твоему сие, что еси общник в печали (Откр. 1, 9) им, что приобщаетеся Христовым отрастем (1 Пет. 4, 13), что несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу(Еф. 2, 19). Малое ли тебе сие есть — быти сыном Церкве Святыя, быть живым удом Христовым, зде Ему сообразным быть в страдании и в будущем веке в славе? Сие всякую горесть усладить может, когда тое приимешь в рассуждение. Единого только того смотри, тщишься ли достойно ходити толикого звания, имеешься ли истинный христианин. О сем должно печалитися, но не отчаяватися, но истинно исправиться, каяться и верою во Христа утешаться. А скорбь тебе не повредит, не отымет у тебе истинного блаженства, но паче умножит, как ниже увидишь.

В прилунившейся скорби помяни, колико претерпел нашего ради спасения Христос, Господь наш.

Он неповинно и нас ради терпел: нам ли, рабам Его, и рабам неключимым и достойным всякия скорби, не терпеть того, чего мы достойны? Послушай, что глаголет Господь: поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего: аще Мене изгнаша, и вас изженут(Ин. 15, 20). Когда добре рассудиши, Кто есть Христос, что, и ради чего, и ради кого такое страшное мучение и бесчестие претерпел, — великое во всякой скорби утешение получиши и всякую скорбь с благодарением и радостью приимеши.

Помяни, что скорбию истиннии христиане сообразуются образу страдания Христова, да и в славе сообразны Ему будут: с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим. 8, 17). Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21). Возлюбленнии, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобны Ему будем (1 Ин. 2, 2). Воскресе Христос пострадавший и умерший, воскреснут и христиане, уды Его, с Ним страждущие. Вознесся на небо Христос, вознесутся и раби Его. Прославился Христос, прославятся и раби Его. Воцарился Христос, воцарятся с Ним и терпящий раби Его. Аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 11-12). О, коль великое утешение отсюда проистекает, что страждущий истинные христиане не токмо в страдании Христу, Господу своему и Царю, сообразуются, но и в славе Ему сообразны будут! Кого в скорби не ободрит и не утешит надежда славы тоя? Рассуждай сие, возлюбленный христианине, чад Божиих достоинство и славу, и находящую скорбь сретай с радостью, и нашедшую терпи с благодарением, яко она тебе духовное утешение приводит с собою; хотя плоть твою и оскорбит, но дух твой увеселит. Последуй ныне Христу, да и тамо с Ним будеши. Не стыдися ныне поношение Его носяще(Евр. 13, 13), да и с Ним прославитися. Пей ныне оцет с желчию смешен со Христом (Мф. 27, 34), да сподобишься вечные радости вино пити на трапезе Его небесной (Лк. 22, 30). От сего источника почерпали святий мученики утешение, и на всякое мучение как на сладкий пир спешили; ничего не отреклися, но всякое ужасное мучение претерпели. Рассуждали они, коль великая честь — за Христа, пострадавшего за весь мир, страдать и тако сообразоваться Пострадавшему; и рассуждали апостольское утешительное слово: понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко дай в явление славы Его возрадуете-ся веселящиеся (1 Пет. 4, 13) — и, поминая оную славу, утешали себя в страдании тем, яко недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18); и еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам (2 Кор. 4, 17). После малой скорби великая и бесконечная радость, после временного бесчестия вечная слава, и после маловременных злых вечные и непостижимые блага последуют Мученики де за Христа страдали, и потому как страданием тем, так и надеждою будущия славы утешалися. Правда; но и ты когда христианин еси и какую скорбь ни терпишь, и терпишь не яко убийца, или яко тать, или яко злодей, и проч., но яко христианин, — Христовым отрастем приобщаешися,поэтому и надеждою вечные славы утешайся. Не токмо бо мученики, но и вси святий скорбным путем вошли в небо. Нет бо иного пути к Отечеству оному, кроме пути крестного; ибо многими скорбъми подобает нам внити в Царствие Божие(Деян. 14, 22), и узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). Надобно и нам тем же путем идти, когда с ними участие имети хощем. Не скорби убо, любезный христианине, но радуйся паче и благодари в скор-бех, что тако блаженнейшему оному избранных Божиих собору, которые под знамением Креста зде Христу Царю служили, и ныне живущий на земли служат, причисляешися и Самому Христу последуеши и сообразуешися. Сия есть примета избранных Божиих, что их мир ненавидит, и ненавидит не за какие злые дела, но за то, что, удаляясь от злых его дел, усердно Господу своему работают. Аще от мира бысте были, глаголет им Христос, мир убо свое любил бы: якоже от мира песте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15,19). Всякая скорбь не по случаю бывает, но скорбь нам посылается от Бога и есть Его отеческое наказание, которым наказует нас не от гнева, но от любви, якоже учит апостол: егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). Якоже бо на нечестивых изливает гнев Свой праведный, и чашу гнева Его и ярости вовеки будут пить, тако благочестивых не яростью обличает, ниже гневом наказует, но отечески бьет, во гневе милости поминает, наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18), и апостол глаголет: судими же, от Господа наказуємся, да не с миром осудимся (1 Кор. 11, 32). От начала мира до Христа и от Христа доныне ни един благочестивый не был без наказания Господня отеческого, но все то приняли от руки Господни, и приняли с благодарением: емуже причастницы быша вси (Евр. 12, 8). Знаешь, что и отец плотский сына своего наказует не от гнева, но от любви; кольми паче Бог, естеством благ, наказует чад Своих от единой любви и милости.

Я бе такую, или такую-то беду приемлю от людей…

Правда то, что люди, диаволом научаемые, наводят нам беды и скорби, но попущением Божиим: люди бо и диавол ничего не могут нам сделать, когда им Бог не попустит. Попущает же им в наше наказание, и сколько им попущает Бог, столько они нам и досаждают и озлобляют. Известна сия истина от истории о Иове и Давиде святом и прочиих. Помяни убо, христианине, в скорби твоей утешительное слово: егоже любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог(Евр. 12, 6-7). И, поминая, благодари Ему, что и от тебе отеческия Своея любви и милости не отнимает. Держи в памяти всегда сие, что далеко лучше всякое наказание зде терпеть от руки Господни и вовеки в будущей жизни утешаться, нежели зде без наказания быть и по смерти вечный Божий гнев терпеть, которого никак не избегнут ненаказанные и неисправные грешники. Примечай и сие, что написал апостол: аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12,8). Когда отец сына без наказания поставляет и попущает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя; так когда и Бог оставляет человека без наказания, знамение есть отвержения его от Божией милости, и не иное что такому следует, как вечный Божий гнев на себе терпеть. Вси бо избраннии Божий и чада Его причастницы быша и ныне суть отеческого Его наказания. Желать убо должно, христианине, отеческого Божия наказания, а не убегать от него, и о нашедшем радоватися и благодарить за то Небесному Отцу. Аще и посылает Бог рабам Своим скорби, но не оставляет их в скорбях, но с ними есть в скорбях их, якоже глаголет: с ним есмь в скорби (Пс. 90, 15). Тако читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, яко бе Бог с ним (Деян. 7, 9). Хотя в раба продан бысть Иосиф, смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его(Пс. 104, 18), однако же был Бог с ним. Был и с святыми патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом, хотя и многие беды окружали их. Откуда пишется, что не остави человека обидети их и обличи о них цари: не при-касайтеся помазанным Моим, и во про-роцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 14-15). Был с потомками их, людьми Израилевыми, во Египте, хотя и великое порабощение и озлобление терпели от беззаконного народа. Откуда Сам Бог глаголал к Моисею: видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте (Исх. 3, 7). Был с ними и во исходе из Египта. Его виде море, и побеже; Иордан возвратися вспять; горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии…и прочее. От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля (Пс. 113, 3, 4 и 7). Был с ними и в пустыне, якоже поет Моисей в песни своей: удовли его (Израиля) в пустыни, в жажди зноя в безводне: обыде его и наказа его, и сохрани его яко зеницу ока: яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер криле свои и прият их, и подъят их на раму своею (Втор. 32,10 и 11). Был с ними и на земле, которую дал им в наследие. И хотя многие посылал им напасти, но не оставлял их в напастях их, якоже читаем в книгах Ветхого Завета. Был с тремя отроками в пещи разжженной (см. Дан. 3, 49 и 92), якоже Церковь поет Ему: «В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшего, и пламень в росу преложшаго Бога пойте дела…» (Песнь 8, глас 2). Был с мучениками посреди пещи скорбей, мучений и страданий, был и с прочими святыми. Есть и ныне неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и до скончания века будет: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Но когда слышишь, возлюбленный христианине, что Бог с верными рабами Своими есть в скорбях, не просто разумей сие Божие бытие, но есть с ними, и сохраняет их, помогает им, утешает их, растворяет горесть крестную сладостию любве Своея, подая ко вкушению благость Свою, якоже матерь малое дитя свое скорбящее и плачущее различно утешает; и тако или облегчевает тягость скорбей, или, когда нужно, совсем изымает их от пещи скорбей. Откуда благость сия и человеколюбие Божие удивительно изображается в Писании Святом: уподобляется орлу, покрывающему гнездо свое и птенцы своя согревающему, как видели выше в песни Моисеевой; уподобляется крову крил (Пс. 16, 8), селению(Пс. 26, 5) и плещам осеняющим, якоже глаголет: плещма Своима осенит тя(Пс. 90, 4). Видишь ли, какое присутствие Божие с рабами Своими в скорбях их! Помяни убо, что и ты в скорбях твоих, когда терпиши их без роптания, приобщаешися благости сея Божия и человеколюбия, которое раби Его на себе дознают; и буди доволен тем, что и с тобою есть Бог в скорби твоей таковым же образом: несть бо на лица зрения у Бога (Гал. 2, 6), но всякого, уповающаго на Господа, милость обыдет(Пс. 31. 10). Ведай и сие, что нет там Бога, где радость и веселие мира сего есть, когда люди радуются о богатстве, о чести, о славе, о роскоши, когда ликуют, пиршествуют, смехи чинят, танцуют, пьянствуют, поют недостойное христианам, кричат и прочие непотребные веселости производят. Отходит от таковых людей Бог, яко бесчинием их оскорбляется; но приходит туда лукавый мира сего дух, яко угодная ему дела тамо содева-ются. Приходит же Бог к скорбным и печалью сокрушенным сердцам и, как в сосуды праздные, изливает живую прохлаждения и утешения воду. Близ бо Господь сокрушенным сердцем и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Близ Господь исцеляли сокрушенныя сердцем, и обязу-яй сокрушения их (Пс. 146, 3). Ибо жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Коль полезно и нужно нам сие отеческое Божие наказание есть, не можно сказать. Рассуди, колико кроется в сердце нашем духовных немощей, которые во плотском рождении родились с нами: какая гордость, гнев, злоба, сребролюбие, нечистота и прочая! Сии все немощи всевидящее Божие око видит и наведением скорбей и напастей, яко жестоким вра-чевством, хочет их исцелить, аще Ему в волю себе отдадим. Всякая бо скорбь и напасть учит нас смирению, терпению, кротости и прочему добру. Кто в болезни захочет злобиться и отмщевать? Кто в нищете, в темнице, в изгнании будет гордиться? Беда учит смиряться и все терпеть. Беда подобна узде, которою свирепые кони воспящаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, которое бедами и напастьми, как уздою, востягает-ся и укрощается. Аще убо беда и скорбь нашедшая плоти нашей и горестна есть, но душе нашей здорова. Утешаемся и радуемся, когда лекарь немощное тело наше целит, хотя горьким и жестоким врачевством тое целение бывает, и благодарим ему, и мзду даем; кольми паче радоваться и от сердца Богу благодарить должно нам, когда Он душевные наши немощи скорбями и напастями целит? Сколько душа от тела честнейшая, столько немощь ее опаснейшая, и исцеление ее дражайшее нам должно быть. Знал сию пользу Давид святый и благодарил Богу, яко смирил его: благо мне, рече, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118, 71). Сего пророка святого, который Духом Святым знал, коль великая польза происходит от отеческого Божия наказания, и потому благодарил Его за него, и нам образ к тому подает; и царю Израилеву, который, в такой великой будучи славе, не оскорбился, ни изнемогал наказанием Господним, и нам должно подражать и благодарить смиряющему нас Богу нашему и учиться оправданиям Его, учиться плоть распинать со страстьми и похотьми (см. Гал. 5, 24), да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его(Рим. 6, 12). Сего ради Иаков, святой апостол, утешает верных: всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение (Иак. 1, 2 и 3). Отсюда и Павел святой с верными хвалится в скорбях и глаголет: хвалимся в скорбях, видяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3-5). Смотри и примечай, христианине, к чему приводит скорбь: к терпению, искусству, упованию, которое не посрамит. Тако вера святая, повинующаяся Божией воле и последующая начальнику веры и совершителю Иисусу, ведет верное сердце многими скорбями, как степенями, к концу своему — спасению вечному, и сбывается писанное слово: веруяй в Онь не постыдится(1 Пет. 2, 6). Должно убо сердечно признать, что Милосердый Бог великое нам делает благодеяние, когда нас скорбями и напастями, аки жезлом отеческим, наказует. Сам рассуди, христианине, сколько таковых имеется, которые, в благополучии и веселости живущи, развратились и, как кони, на своей воле разгулялись и рассвирепели и погибли, что повседневно пред глазами нашими обращается. Весьма мало благочестия в богатых и славных мира сего примечается: гордость, скупость, самолюбие, роскошь и едино только почти плотоугодие видится, — что не к иному чему, как к гибели ведет: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им (Мф. 7,13). Тебя же до того милосердие Божие не допускает и хочет тебя сим скорбным путем в вечную радость ввести. Примечай, что благополучие и злополучие делает: Адам, праотец наш, в благополучии райском согрешил тяжко, и отпал от Бога, и погиб; сего ради выгнан из рая и предан на труды, скорби, беды и напасти, да паки покаянием взыщет Господа (см. Быт., гл. 3). И израильтяне, когда в Египте терпели озлобление, искали Господа и воздыхали к Нему, и услышал их Господь, яко же к Моисею сказал Бог: стенание их услышах(Деян. 7, 34). Но когда в пустыне на свободе были, развратились и забыли Бога: и яде Иаков и наситися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, расшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего (Втор. 32, 15). Но когда в беды и напасти паки впали, живучи в земле обетованной, — паки обранилися к Богу и искали Его, как читаем в книге Судей и в прочих книгах. Вот как благополучие отводит от Бога, злополучие же, как узда, приводит и привлекает нас к Богу. «Великое убо добро есть скорбь», — глаголет Златоуст. Великое добро: яко смиряет нас, яко пресекает путь ко плотоугодию и погибели, яко исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу, и тако отводит от погибели и поставляет на пути к вечному животу. Великую милость делает нам Отец Небесный, когда посылает на нас скорби и напасти. О скорбь — жезл Божия наказания, горькое, но здравое наше врачев-ство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к вечному животу! Накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости(Иер. 10, 24).

Тяжко-бе и люто терпеть скорбь?

Правда; но далеко тягчее вечную терпети скорбь, когда отсюда отыдеши ненаказан и неисправлен. Но хотя нынешнего времени скорбь плоти нашей горестна есть, но плод ее сладок и благоприятен. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды(Евр. 12, 11). И сам ты, когда разумен еси и любишь детей своих, не даешь им по своей воле жить, но учишь, на-казуешь и бьешь, чтобы исправны были, хотя и знаешь, что наказание то им неприятно и горестно есть. А может быть, что и от отца своего наказуем был и терпел и благодарно поминаешь ныне наказание оное. Почто же Божиего отеческого наказания не хочешь благодарно терпеть? Знаешь, что польза от наказания бывает, и наказуешь детей своих: ради чего же от руки Господни наказания, яко полезного и душеспасительного, не хочешь с благодарением, а по крайней мере с молчанием и без негодования принять? Ибо Господь наказует нас на пользу, да причастимся святыни Его… и живи будем(Евр. 12,10 и 9). И наказание сие Его краткое и легкое: краткое, яко временное, и, хотя до конца продолжится, кончиною прекратится; легкое, яко наказует Он и милует, опечалует и утешает, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует, и бьет, но не умерщвляет. Что убо? Хощеши ли вмале наказан быти, и по-христиански пожити зде, и по смерти вовеки жити, царствовати, утешатися, радоватися и вечно блаженным быти? Или без наказания маловременного и легкого быти, его же причастницы быша вси, и неисправным от века отъити и тамо вечно погибнути, терпети и страдати? Сие бо неисправным неотменно последует. Избирай от сих двух едино, что тебе угоднейшее — сие или оное; избирай, что хочешь, человече! А я оное избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни. Тако и мне должно отдаться, яко немощному, в волю Премуд-рого Врача душ наших — Господа, да поступает со мною, якоже хочет. Знаю я совершенно, что, какое Он ни подаст мне лекарство, оно полезно будет. Хочу с пророком исповедаться Ему: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118, 71). Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа(Пс. 26, 13-14). Якоже бо Христос глаголет о Себе: не сия ли подобаше пост — радати Христу и внити в славу Свою(Лк. 24, 26), тако апостол Его о всех верных глаголет: многими скорбъми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Не широким и пространным, но узким и тесным путем туда входят.

Творения Тихона Задонского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *