Мысли о скорбях

Необходимость скорбей

Как невозможно человеку не испы­тать смерти, так и прожить без скорбей (свт. Иоанн Златоуст).

Как молот разбивает камень, так скор­би сокрушают грубость, бесчувствие, гор­дость и бесстрашие сердца (Иаков, архи­епископ Нижегородский).

Когда отец оставляет сына без наказа­ния и попускает ему по своей воле жить, то видно, что он отринул его от себя: так, когда и Бог оставляет человека без нака­зания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий (свт. Тихон Задонский).

Правда Божия требует, чтобы греш­ник был наказан за грехи свои. Если же нужно грешнику непременно быть нака­занным, то лучше ему быть наказанному здесь и терпеть с благодарением времен­ное наказание, нежели в будущем веке бесконечно мучиться (свт. Тихон Задонский).

Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и го­вори: «Это случилось со мною за грехи мои» (авва Ор).

Не говори: «Ах! несчастлив!» Но говори: «Еще мало мне этого за грехи мои!» (свт. Иннокентий, митрополит Московский).

Какая в том добродетель, чтоб охотно принимать приятное? Но скорбное при­нять благодушно, по благоговению к во­ле Божией, вот подвиг, вот добродетель, вот залог награды! (свт. Филарет, митрополит Московский).

Золото жгут, дабы оно сделалось чи­ще, а праведников Бог поражает скорбями для того, чтобы возвысить их святость (Иаков, архиепископ Нижегородский).

Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, растут и воспитываются добродетели (прп. Нил Синайский).

Если желаешь войти в Небесное Цар­ство, то желай себе скорбей; ибо кто не имел скорбей, тот никак не войдет в не­го, потому что узкая врата (Мф. 7, 14).

Мы недолго будем терпеть; ибо насто­ящая жизнь очень недолга.

Все скорби земные против наслажде­ний будущей жизни суть не что иное, как мгновенная боль от укушения мало­го насекомого.

Будем терпеть «настоящая мужест­венно, веселяся будущими» 1 (свт. Филарет, митрополит Московский).

Во время тишины ожидай бури, во время здравия — болезни, во время бо­гатства — глада, и не падешь под тяже­стью находящих бедствий. («Духовная Маргарит»).

Проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от настоящих бедствий, но более о том, чтоб Он дал тебе силы пере­нести их (свт. Иннокентий, митропо­лит Московский).

Как смотреть на скорби?

Врач душ и телес употребляет оружие скорбей, чтоб исторгнуть корни и загла­дить следы греха, и огнем страдания вы­жигает заразу наклонности к греховным услаждениям (свт. Филарет, митрополит Московский).

Встречай бедствие не как врага и му­чителя, но как справедливого наказателя грехов, как врача душевных болезней, как посланника Божия, как вестника благодати: егоже любит Господь, наказу­ем (Евр. 12, 6) ((свт. Филарет, митрополит Московский).

Как нужно переносить скорби?

Пластырь, прикладываемый к ранам, тогда оказывает свое действие, когда больной терпеливо носит его на язвах. В противном случае самый лучший плас­тырь, безвременно сброшенный с язвы, не сделает больному пользы. То же мож­но сказать и о скорбях. Нетерпеливое пе­ренесение скорбей может сделать их не­действительными, бессильными достиг­нуть благотворной цели, для которой они премудрым Промыслом нам посыла­ются (Филарет, архиепископ Чернигов­ский).

Скорби происходят по воле Божией

Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией (схимонах Парфений).

Бог наш вездесущ — следовательно, Он слышит каждый наш вздох, видит каждую слезу, пролитую нами. Бог наш всемогущ — следовательно, Он может избавить нас от всяких врагов, исхитить из челюстей самой смерти. Бог наш преблаг — следовательно, Он хочет, чтобы мы наслаждались благополучием в на­стоящей, дарованной от Него жизни. Итак, если при всем том угнетает нас ка­кое-либо несчастье, то это значит, оно, по суду Божию, признается для нас по­лезным и необходимым.

Если Благий посылает страдание, то, конечно, и в страдании есть некоторое бла­го (свт. Филарет, митрополит Московский).

Польза скорбей

Внушайте сколько угодно дитяти, дер­жащему в руках своих острое орудие, что­бы оно не сделало себе им какого-либо вре­да, но если не лишите его этого орудия, то все ваши наставления, все даже угрозы ос­танутся тщетными: так и Бог остается иногда принужденным отнять у человека здоровье, стяжания и прочие блага, когда человек, пользующийся ими, не слушая ни упреков совести, ни увещаний закона, обращает их во вред себе.

Не страшит тебя ни отец, ни учитель, ни начальник, ни законодатель, ни су­дья? Не пристыжает тебя друг? Не ис­правляет тебя и совесть? Так приходит телесная болезнь и нередко исправляет все (свт. Иоанн Златоуст).

Смиряйся в счастии, доколе тяжкая рука Божия не смирила тебя через бедст­вие (протоиерей П. Соколов).

Утешение в несчастии

Все святые жизнь свою проводили в скорбях и печалях, в страдании, терпе­нии и гонении — ты ли один хочешь оста­ваться без всякого страдания и печали? Или ты один только хочешь быть из чис­ла избранных Божиих, не желая ничего потерпеть? Да не будет сего! (свт. Дими­трий Ростовский).

Если опасность, бедствие, скорбь ко­леблют твое мужество, истощают твое терпение, помяни Матерь Господа, стояв­шую при кресте Его (свт. Филарет, митрополит Московский).

Если и Христос, не сотворивший гре­ха, пострадал, — можно ли нам, греш­ным, роптать на страдания? (там же).

У Креста находят утешение все, которых ничто в свете не может утешить

Если Христос, безвинный, за наши ви­ны соизволил перенести скорбь и тугу смертную, — ты ли не покоришься пере­нести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения, за некие вины твои пред Бо­гом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками? (свт. Филарет, митрополит Московский).

  1. Из службы преподобному Сергию. Стихира на "Господи возвах"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *