Взгляд христианина на скорби

  Благословен Бог и Отец Господа наше­го Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы мог­ли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христо­вы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 3—5).

Итак, слово Божие возвещает нам, что Бог утешает нас в скорбях наших. Нема­ло между нами скорбящих, бедствующих и разного рода несчастных. Но всегда ли мы скоро получаем утешение в наших бедствиях? И мы молимся Иисусу Хрис­ту и святым угодникам Его. И дома, и в церкви нередко служим молебны, чита­ем акафисты. Но часто Господь как бы не слышит некоторое время нашей молит­вы, мы остаемся в горе без утешения.

Что делать нам в столь горьких обстоятельст­вах?

Делать то, что делала некогда хананейская жена, о которой говорится в Евангелии, — не переставать молиться с верою Иисусу, Сыну Божию, и Сын Божий, рано или поздно, помилует нас. Но чтобы в ожидании нам утешения от Господа не ослабевала наша вера и наша молитва, для нас всего полезнее размыш­лять о том, откуда происходят для нас бе­ды и скорби? Что такое для нас бедствия, нас постигающие? Нет ли у нас духовных утешений в благодати Божией? Чаще нужно нам с верою переноситься в страну небесную. И здесь, и там мы найдем для себя утешение среди своих горестей.

Итак, откуда происходят для нас беды и скорби?

Было время, когда человек жил в раю и радовался, и все в Божием мире радовало его. Но едва только нару­шил он Божию заповедь, — и куда дева­лись все его радости! Грех вошел в чело­века и заразил его душу и тело. С того времени он узнал болезни, увидел слезы и печали. Зараза греха распространи­лась по всему миру, люди стали гре­шить, и весь мир для всего рода челове­ческого сделался местом плача и скорби. Вот причина наших бед и скорбей — на­ши грехи и беззакония! Миновать скор­бей теперь нам невозможно потому, что все мы живем во грехах и заразу греха носим в нашем сердце. Если мы посмот­рим на все свои грехи и беззакония, то увидим, что Господь, посылающий нам скорби, есть для нас Милосердый Отец, вразумляющий непокорных детей Своих малым наказанием. И после сего не должны ли мы с покорностью воле Гос­подней переносить постигающие нас бе­ды и скорби?

Что такое для нас теперь бедствия, нас постигающие?

В руках Господних они для нас то же, что огонь, очищаю­щий золото от нечистоты. Что же он очи­щает? Наши души, которые для Бога и для нас дороже всякого золота, очища­ет их от грехов, подавляет наши худые помыслы и желания, чтобы сделать нас святыми, достойными наследовать Цар­ствие Божие. Размыслите как должно, не бедствие ли побуждает грешника об­ратиться к Богу с усердной молитвой и покаянием? Вспомните блудного сына: что заставило его возвратиться из даль­ней стороны с раскаянием к своему отцу, которого он оставил по своему худому разуму и воле? Бедствие, его постигшее. Итак, в самом бедствии сколько являет­ся к человеку любви и милости Божией! Потому-то святой апостол говорит: Аще внешний наш человек тлеет, обаче вну­тренний обновляется (2 Кор. 4, 16), и прибавим от себя — готовится к будущей загробной, вечно блаженной жизни. А сознание об этом, сознание, что скорби и разного рода бедствия суть очиститель­ные средства от грехов, очищающие нам путь в Царствие Небесное, не должно ли утешать наше сердце в минуты самого великого несчастья?

Но и кроме сего утешительного созна­ния спасительной пользы скорбей, Гос­подь, по Своему неизреченному милосер­дию, посылает в благопотребное время в нашу душу ту духовную радость, которая есть плод благодати Святого Духа. Вне всякого сомнения, что у христианина есть неиссякаемый источник духовной радости, которая не имеет ничего общего с радостью земной, мирской, которая у огромного большинства людей неразрыв­но связывается с богатством, почестями и разными мирскими удовольствиями, часто суетными и даже нечистыми. Ду­ховная радость христианина происходит от благодати Святого Духа, сообщающей­ся через усердную молитву, таинства Церкви и благочестивую жизнь в духе христианской веры, надежды и любви к Богу и ближним. Никакие скорби, бедст­вия, гонения, страдания и даже самая смерть не в состоянии отнять того благо­датного Христова утешения, о котором говорит апостол Павел: По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше (2 Кор. 1, 5).

Священник Григорий Дьяченко

Будем только молиться о даровании нам благодати Святого Духа, будем жить свято, будем достойны приступать к свя­тым таинствам, будем возгревать в себе этот дух веры, надежды и любви христи­анской, — и мы испытаем ту же духов­ную радость, которую испытывали и все святые мученики и праведники, которые даже в час смерти радовались.

Наконец, если перенесемся умом и сердцем своим в страну небесную, то свя­тая вера укажет нам здесь сокровища и радости неисчислимые, пред которыми все временные наши бедствия ничего не значат. Но для кого уготованы эти сокровища и радости? Для тех, кои с верою и покорностью воле Господней переносят всякие земные бедствия и лишения? Радуйтеся и веселитеся, сказал Господь страждущим христианам, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 12). Что более нужно для утешения скорбящего нашего сердца? Для сих радостей и сокровищ вер­ные рабы Христовы отказывались от всех сокровищ и радостей земных, терпеливо переносили всякие болезни, беды и напас­ти, безбоязненно шли на мучения и на са­мую смерть. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, приговорен был на посечение мечом. Но он не только не убоялся этого приговора, но даже совер­шителю казни своей дал 30 сребреников и, со светлой радостью преклонив под меч главу, сказал: «Слава Тебе, Господи!»

Святитель Игнатий Богоносец, осуж­денный на страдания, говорит:

 Писания мужей апостольских   «Пре­красно мне закатиться от мира к Богу, чтобы мне воссиять… Пустите меня к чи­стому свету; явившись туда, я буду чело­веком Божиим».

Писания мужей апостольских

Преподобный Сисой    Преподобный Сисой прожил в пусты­не шестьдесят лет. О его кончине расска­зывают следующее. Лежа на смертном одре, преподобный вдруг озарился как бы особенным светом и сказал: «Вот явился авва Антоний». Через несколько времени он прибавил: «Вот лик пророче­ский, вот лик апостольский». Лицо его становилось все светлее. Наконец он про­изнес: «Вот явился Иисус Христос и гово­рит: принесите Мне из пустыни сосуд из­бранный». С этими словами преподоб­ный скончался. Это было около 429 года.

Четьи-Минеи, июля 6

Преподобный Пафнутий Боровский лежал на смертном одре и в ожидании блаженной кончины пел погребальные песни до той самой минуты, пока смерть не сомкнула уст его.

Четьи-Минеи, мая 1

Весело было Афанасию Афонскому со­мкнуть глаза навеки с последними слова­ми радости: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже».

Четьи-Минеи, июля 5

Весело было и преподобному Макарию Египетскому расстаться с жизнью в при­сутствии Ангелов и сказать: «Господи! в руце Твои предаю дух мой». Вот какое утешение доставляет христианину вера среди бед и скорбей!

Четьи-Минеи, января 19

Епископ Гермоген  И как было не радоваться святым угодникам? Кончились для них дни в юдоли плача и воздыханий, и открывает­ся обитель света и радости; кончилось время, наступает вечность; кончились подвиги и труды, предлежат венцы и на­грады; кончилась брань, наступает мир… Замечательно: многие больные пред смертью, находясь в бессознательном или полусознательном состоянии, тороп­ливо собираются как будто куда-то в путь: то затягивают на себе одежду, ста­раясь как будто встать с постели и идти куда-то, то в бреду прямо просятся и рвутся куда-то домой.

Епископ Гермоген

Не будем же, братие, отчаиваться, ес­ли беды и скорби преследуют нас. Будем переносить их с твердой верой и покорностью воле Господней. И Господь, видя на­шу веру, укрепит нас среди наших горес­тей и помилует нас, по великой Своей ми­лости. Если же нам нужны беды и скорби для очищения нас от грехов, то будем просить Его, чтобы Он помогал нам пере­носить их великодушно и сохранял нас твердыми в вере и добродетельной жиз­ни. Если же будем изнемогать в скорбях, будем просить Господа утешить нас бла­годатной духовной радостью. Будем так­же надеяться, что настанет тот всенарод­ный день, когда все добрые страдальцы, больные и несчастные, просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, и Царствию Его не будет конца. Тогда и мы от временных скорбей перейдем к радос­тям вечным и покою невозмущаемому. Аминь.

Священник Григорий Дьяченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *