Безплодное покаяние

Безплодное покаяние — обыкновенное явление. На исповеди редко можно слышать, чтобы грешник отстал от прежних грехов; он приносит на исповедь старые свои грехи с прибавлением новых. Пока говеет человек, он еще удерживается, но по окончания говения спешит к прежним греховным привычкам. Отсего и самое говение безплодно. Не хотят знать, что говением не прекращается покаяние, а только полагается начало его, только посевается доброе семя, а чтобы это семя принесло плод, надобно продолжить труды покаяния. Нелегкие эти труды, но без труда ничего не достается. Притом сначала бывает трудно, а потом легче и легче. — Мы общаемся только на словах принесть покаяние, на самом же деле и не касаемся сего подвига, ибо живем, как жили и прежде. Тоже рассеяние, осуждение других и злословие, та же блестящая одежда, те же роскошные явства, тот же продолжительный сон, та же непрестанная суета и забота, принуждающие душу забыть о самом себе. Мы знаем одно только имя покаяния, которые у нас бывает бесплодно и недействительно. Многие даже удаляются от Святых Таинств, нисколько не думая об участии в их благодатном освящении и почитают  это дело как бы маловажным (святой Григорий Нисский).

Что пользы, если без чувств, со скупостью или рассеянием, будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся;

  • что долго тянутся;
  • время, свободное от служеб, будем проводить в полусне и бездействии;
  • затем (на исповеди) холодно поговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целью должно быть совершенное исправление жизни.

Что пользы?

Это будет значить — исполнить обычай говенья, а не говеть во спасение. Блюдите убо, как опасно ходите, когда враг спасения, искушая грехами, ухитряется делать беднойдеными дарованные нам блага благодатью Божию средства к очищению от грехов и тем продолжать владычество свое над нами.

Часто нет сокрушения у кающихся на исповеди, а лишь сообщение о своей праведности: «Я не убила, не украла, не обидела», — и так далее. А ведь может случится страшное. Вот что говорит святой Феофан Затворник:

…Может случится, что когда духовный отец будет произносить:»Прощаю и разрешаю», — Господь скажет: «А Я осуждаю»

.

Все сети вражии при исповеди духовнуму отцу разрушаются.

Уклонение от зла есть начало покаяния; начало покаяние есть начало спасения, начало спасения есть благая решимость угождать Богу.

Великие грехи мои, но несть грех, но несть грех, побеждаяй человеколюбие Божия. Никогда посему не отчаивайся, пока не пришло время праведного суда Божия. Мы в царстве благодати, у нас есть Спаситель.

Но делайте, сказано, дондже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (Ин. IX, 4).

Если ты, грешник, не только сожалеешь о своих падениях, но и напрягаешь все силы к восстанию и исправлению, — то милосердие Божие готово все простить тебе в дом отеческий, как блудного сына.

Если одно препагубное лукавство в сердцах наших: все грехи раскрывают иногда охотно, исключая самый главный, который больше всех срамит и стыдном описывает лицо наше. Чаще всего это плотский грех, но и всякий другой может стать в разряд сей. В ком есть такая немощь, тот готов бывает и все подвиги подъять, и всякие добродетели совершить, лишь бы неприкосновенно осталась любимая болезнь. А у Господа таков закон: не давай Мне милостыни, когда страдаешь нецеломудрием, не давай поста, когда обременен любостяжением, не давай труда молитвенного, когда болен тщеславием. Свою рану открывай, чтобы исцелится и украсится противоположною добродетелию. Воодушивись же, всякая душа, преодолеть себя в том особенно, что противится преодолению (святой Феофан Затворник).

Великое счастье, когда при мысленной брани есть духовник, которому можно исповедатся. Бес ненавидит сей путь. Такое исповедание начинает умерщвлять мало-помалу страсти.

Старцу Иосифу Оптинскому рассказывали про одну особу, которая умерла без исповеди и причащения, потому что в её приходе был священик, о котором она знала много не хорошего и не захотела у него исповедоваться. Старец пожалел умершую и сказал, что не должно смущатся жизнью ирея, так как рука только действует, а Таинство совершает.

Тем, кто вместо исповедания своих грехов на исповеди начинает губерниють священика, надо сказать:

Вы стараетесь учить и вразумлять меня как человека невежественно и не сведущего в том, о чем я говорю, хотя даже и мальчиком хорошо понятно, что вы находитесь под действием диавольского внушения. Вам кажется, что вы исповедуюте свои помыслы, но в действительности это не исповедь; вы устраиваете словопрение и менторское судилище на погибель души своей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *