Рассказ, объясняющий ту истину, что нужно нести тот крест, какой Бог послал

Не приходит ли вам иногда, друзья мои, на мысль: почему это одним людям Бог дал в этой жизни и богатство, и счастье, а другие живут в бедности и терпят всякие нужды и несчастья? В ответ на это передаем вам одно древнее сказание, из которого вы сами увидите, что всякий человек должен быть доволен своей судьбой, потому что Господь Бог лучше нас знает, кому что полезно, и каждому посылает то, что по его силам.

Был один простодушный поселянин, который жил трудами рук своих, но зарабатывал очень мало: едва доставало ему, чем прокормить себя и семью. Раз пошел он к берегу моря, присел тут на камень и стал смотреть, как к пристани подходили большие корабли с богатыми товарами и как потом эти товары выгружали и везли в город для продажи. И вот запала ему в голову грешная мысль: зачем Господь одним людям послал богатство и всякое довольство, а других оставил жить в бедности? И начал простец роптать на свою горемычную долю. Между тем полуденное солнце сильно пекло; бедняка стала одолевать дремота, и он незаметно заснул.

И вот снится ему, что стоит он у подошвы высокой горы; подходит к нему почтенный старец с длинной бородой и говорит ему: «Иди за мной». Он послушался и пошел за ним. Долго они шли и наконец пришли на такое место, где лежало великое множество крестов всякого вида и различной величины. Были тут кресты и большие и малые, и золотые и серебряные, и медные и железные, и каменные и деревянные. И говорит ему старец: «Видишь ли, сколько здесь крестов? Выбирай себе любой и неси его на вершину той самой горы, которую ты видел пред собою».

Взглянул наш простец на золотой крест: такой он красивый, точно красное солнышко блестит. Понравился ему этот крест, и он хотел взять его на плечо; но сколько ни трудился, не мог он этот крест не только поднять, но и с места сдвинуть.

«Нет, — говорит ему старец, — видно, не взнести тебе этого креста на гору. Бери вот другой — серебряный. Может быть, он будет по твоим силам».

Взял простец серебряный крест. Этот был, правда, полегче золотого, но все-таки и с ним он ничего не мог сделать. То же было и с медным, и с железным, и с каменным крестами.

«Нечего делать, — говорит ему старец, — бери один из деревянных крестов».

Тогда взял себе простец самый малый из деревянных крестов и легко и скоро отнес его на ту гору. Обрадовался он, что нашел наконец один крест по своим силам, и спросил своего спутника: «А какая награда мне будет за это?» — «Чтобы ты сам рассудил, чем наградить тебя, — отвечал ему тот, — я открою тебе, что это за кресты, которые ты видел. Золотой крест, который так тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Ты себе думаешь: как хорошо и легко быть царем! А того не соображаешь, что царская власть — нелегкая власть, что царский крест — самый тяжелый крест. Трудно, очень трудно быть царем! Ты вот спокойно заснул на берегу моря; нет у тебя никаких особых забот, кроме разве забот о насущном пропитании самого себя и своей семьи. Не то — у царя: он никогда не имеет покоя, потому что ему вверено Богом попечение о целом государстве. С раннего утра до позднего вечера он занят трудами управления и заботами о своих подданных, о безопасности отечества от врагов, о том, чтобы всем добрым людям у него в царстве хорошо жилось, а злодеям нельзя было зла творить, так что от всех этих трудов и забот немного остается ему времени для отдыха. Он и законы издает, и сам же следит за тем, чтобы эти законы в точности исполнялись. Подумай, как все это трудно, и ты поймешь, почему золотой царский крест хоть и блестит, как солнышко, а все же самый тяжелый крест. А серебряный крест — это крест всех тех, кто властью облечен, это крест пастырей Церкви Божией, крест ближайших слуг царевых, его министров и советников, которые помогают царю в управлении государством. Хотя им жить и не так трудно, как царю, но все же и у них много забот и скорбей, и у них отдыха очень мало. А медный крест — это крест всех, кому Бог богатство послал. Ты вот им завидуешь и думаешь: какие они счастливые! А богатым тяжелее жить, чем тебе. Правда, им не нужно своими руками работать, чтобы кормить себя и своих домашних, — всего у них вдоволь, но зато и врагов и завистников у них много. Тебе после своих трудов можно спокойно уснуть: никто не тронет твоей убогой хаты и твоего малого добра, а богатый человек всегда — и днем, и ночью — боится, как бы кто-нибудь не обманул его, не обокрал или не поджег его дома. У тебя вот нет лишней копейки, с тебя и Бог не взыщет, если не поможешь бедняку, а богатый и за богатство Богу ответ даст, как он свое богатство употреблял. А случится беда, пошлет Бог испытание, обнищает богач, — сколько скорбей тогда на него обрушится! Никому не приведи Бог испытать такое несчастье; лучше, во сто раз лучше родиться бедняком, чем быть богатым, а потом в нищету прийти… Тяжел этот крест, очень тяжел!.. А какой богач может поручиться, что избежит он такого креста?.. А вот железный крест — это крест людей военных. Порасспроси тех, которые бывали на войне, и они скажут тебе, как им часто приходится проводить ночи на голой, сырой земле, терпеть голод и холод; а о том уж и говорить нечего, что каждый воин обязан присягой в случае нужды и живот свой положить за веру, царя и отечество, а другой, если домой с войны воротится, то несчастным калекой. А каменный крест — это крест людей торговых. Тебе нравится их жизнь, потому что им не приходится работать, как тебе? Но разве не бывает, что едет купец за море, тратит весь свой капитал на товар, а товар весь гибнет от кораблекрушения, и возвращается несчастный купец домой совершенным бедняком? А разные другие несчастья:  беды от пожара, беды от разбойников, беды от бесчестных людей?.. Кто из купцов может быть уверен, что он будет счастлив во всю свою жизнь, что никогда не разорится, что ему не грозит никакая беда? И чем больше и шире его торговое дело, тем больше у него забот и тревог… Нет, незавиден их крест, и не всякому под силу нести его! И особенно тяжел этот крест для человека честного. Тебе, земледельцу, нет случая ни лгать, ни красть, ни обманывать, а торговому человеку то и дело предоставляются такие случаи. Не напрасно сказано в Писании: купец едва может избежать погрешности, а корчемник не спасется от греха (Сир. 26, 27). Как посреди скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех (Сир. 27, 2). Вот как много искушений человеку торговому, как надо быть осторожным, чтобы перед Богом не согрешить и ближнего не обидеть. Нелегко поэтому доброму и честному купцу нести свой тяжелый крест!.. А вот деревянный крест, который ты так легко внес на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей. Твое занятие — земледелие — самое безгрешное. Кто знает, будь ты богат — ты забывался бы в счастье; будь ты славный вельможа — стал бы других притеснять; будь купец — стал бы всех обманывать; а если бы воином был — не понес бы трудов и лишений военного времени, возроптал бы на Бога… Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты загубил бы душу свою, вот Он и дал тебе крест самый смиренный, самый легкий — крест деревянный… Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь делает каждому крест по его силам, сколько кто может снести».

При последних словах старца наш простец проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон, который Он ему послал, и с того времени никогда больше не роптал на Бога.

Вот, братья, урок для каждого из нас, чтобы и мы были довольны тем положением, в какое Господу угодно было нас поставить. Поверьте: Он всех нас любит, как чад Своих, и потому всякому дает только то, что ему полезно. Итак, никогда не будем роптать на свою судьбу, это великий грех. Чтобы Господь нам ни послал: счастье или несчастье, богатство или бедность, болезнь или здоровье — за все всегда будем благодарить и прославлять Его и говорить: Отче наш, Иже еси на небесех! Ты лучше нас знаешь, что нам полезно, что вредно; да будет же во всем воля Твоя святая! Аминь.

Троицкий листок

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *