Временные несчастья суть благодеяния Божий

Все несчастья настоящей жизни, какого бы рода они ни были, действительно суть весьма спасительное для нас Божие благодеяние, ибо все несчастья, во-первых, суть весьма сильное средство к освобождению нашего сердца от грехов, его обременяющих.

В настоящей жизни многие люди, по действию разных господствующих в них страстей, забываются до того, что почти никогда не вспомнят ни о Боге, ни о своей душе, ни о своих обязанностях, живут только жизнью плоти и умножают грехи на грехи. Что, наконец, должно принести этим людям такое худое состояние их сердца? Очевидно, вечную погибель! Посему Бог, пламенно желающий всем человекам спастися (см. Иез. 33, 11), предвидя несчастный конец таковых людей и желая избавить их от такого конца, посылает на них какую-нибудь чувствительную болезнь, нужду, разные огорчения, страхи, какие-либо другие несчастья, — посылает с тем, чтобы напомнить им о Себе, привести их в сознание худого состояния их сердца и расположить их к исправлению. Не благодеяние ли это?

Когда у кого-либо из нас оказывается на теле заразительная, крайне опасная рана, то все признаем за благодеяние, когда кто-нибудь вырезает у нас ту рану с ее корнями. Операция бывает, конечно, весьма болезненна, однако ж мы добровольно принимаем и переносим ее, потому что без операции мы непременно потеряли бы жизнь. Равным образом все признаем за благодеяние наказание, какое употребляет над беспутным сыном благоразумный отец, желая исправить его дурное поведение, потому что он наказывает своего сына из любви к нему. Точно так же наказывает или, прямее, вразумляет нас Господь Бог, когда мы перестаем жить по Его святым заповедям, — наказывает потому, что любит нас и желает сделать нас чистыми и блаженными. Егоже любит Господь, говорит святой апостол, наказует — наказует, да причастимся святыни Его (Евр. 12, 6 и 10). Так Бог поступал и поступает не только с частными людьми, но и с целыми народами. Священная История говорит, что во время израильского царя Ахаава Господь Бог не давал дождя на землю три года с половиной (см. Иак. 5, 17), сделался величайший голод по всей земле (Лк. 4, 25). Для чего Господь попустил так? Господь желал этим несчастием вразумить нечестивого царя с его народом, побудить их оставить служение идолу Ваалу и обратить к Себе — Богу истинному и к соблюдению святых Своих заповедей (см. З Цар. 18, 18-42). Но как действовал Бог во время Ахава, без сомнения, так же действует Он и в наше время, ибо Он не изменяется (см. Мал. 3, 6). Посему при всяком постигающем нас несчастии, какого бы рода оно ни было, нам тотчас должно всевозможно внимательно осматривать, что в нашем сердце требует исправления, и немедленно исправиться.

Несчастья настоящей жизни для нас суть благодеяния Божий, во-вторых, потому, что они предохраняют нас от греха. Многие жалуются на свою бедность, на трудное пропитание себя или своего семейства; но знают ли они, какова была бы их жизнь, если бы они были богаты? Как часто богатые бывают весьма прихотливыми, притеснителями, жестокосердыми и т. п.! Не были ли бы и они таковы же? Теперь они непрестанно чувствуют нужду в Божией помощи и молятся усердно. Но многие богатые совершенно забывают Бога и не молятся, а когда и молятся, молятся без должного внимания и благоговения. Могут ли они достоверно сказать о себе, что не сделались бы так же бесчувственными? Многие жалуются, что они родились весьма слабыми и часто или почти непрерывно бывают подвержены разным болезням. Их состояние в самом деле довольно тягостно. Но уверены ли они, что, имея крепкое телосложение и прочное здоровье, не стали бы употреблять своего тела и здоровья во зло? Как часто люди крепкого телосложения живут беспутно, предаются всякого рода неумеренности, веселятся без ума, ссорятся, дерутся, крадут, расстраивают благосостояние своих ближних и собственное, попадают в руки земного правосудия и всенародно теряют доброе имя! Известно ли им, что и они не подверглись бы тому же? Братия! Здоровье есть великое благо, но только для того, кто пользуется им не во вред своей душе; для многих людей оно весьма опасное благо — благо опаснейшее денег.

Несчастья настоящей жизни суть благодеяние Божие для людей даже благочестивых, ибо несчастья доставляют им случай к упражнению и укреплению себя в добродетели. Доколе у человека нет случая для пробуждения его сил, до тех пор его силы спят, часто так глубоко, что он сам о них не знает и оставляет их без всякого упражнения. Но когда открывается случай и пробуждает его силы, он действует ими и нередко становится совершенно другим человеком. Всякий благочестивый человек чувствует эту истину, и в минуты живейшего сознания ее говорит самому себе: «Что был бы я без моей болезни, без моей бедности или иного несчастья? Так ли часто и усердно я прилеплялся бы к Богу в молитве? Так ли ревностно я заботился бы об удалении себя от того или другого порока? Так ли твердо я решился бы укрепить себя в том или другом добром расположении или действии? Так ли был бы я снисходителен к моим ближним, как теперь, будучи научен долговременным страданием, долговременными нуждами и т. п.? Если бы я не имел таких нужд, такой болезни, такой тесноты, такой беспомощности, то так ли ясно видел бы суету всего земного и непрестанную нужду в Божией помощи, как вижу теперь? Так ли жива и крепка была бы моя любовь к Богу? Так ли было бы постоянно и крепко мое упование на Бога? Так ли ясно усматривал бы я над собой премудрую и благодетельную руку Божия провидения и всем сердцем предавался бы воле Божией?» Так говорит и должен говорить себе всякий истинно благочестивый.

Впрочем, Бог, подвергающий людей различным несчастьям, никогда не подвергает их несчастьям так, что они бывают не в силах переносить их. Это ясно утверждает святой апостол, вразумляя коринфян: Верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). То же утверждает и история. Целомудренный Иосиф был весьма несчастлив, когда братья продали его в рабство. Но Господь Бог очень скоро смягчил его жестокое положение: сначала расположением к нему его господина, за сим особенной доверенностью к нему его господина, потом доверенностью и чрезвычайным уважением египетского царя, далее свиданием со своими братьями, и особенно с меньшим, невинным братом, а наконец свиданием со своим отцом и со всеми домашними.

Итак, братия, спокойно полагайтесь на отеческую Божию благость и не ропщите, а прославляйте Бога при всех тяготящих вас несчастьях.

Все посылаемые на нас от Бога несчастья, какого бы рода они ни были, суть благодеяния Божий. Ибо всяким из несчастий Бог будит забывшегося грешника, обращает его внимание на несчастное состояние его души и говорит ему: «Покайся! перестань грешить! спасай свою душу!» Всяким из несчастий Бог предохраняет нас от разных грехов и увлечений, в которые мы, по нашей легкомысленности и преклонности к злу, удобно погрязли бы и потеряли бы свою душу. Всяким из несчастий Бог подает нам случай упражнять и укреплять себя в благочестии, а посему всяким из постигающих нас несчастий Бог показывает нам Свою отеческую любовь и сильное отеческое желание спасти нас. Слава Ему, премудрому, преисполненному любви к нам и крайне желающему спасти нас Богу во веки веков! Аминь.

Григорий, митрополит Новгородский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *