Свидетельства святых отцов и учителей Церкви и подвижников благочестия о добродетели терпения

Преподобный Макарий Египетский

говорит: «Желающий быть подражателем Христу, чтоб при посредстве этого получить звание сына Божия, рожденного Духом, прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как-то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что, по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагой целью, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтоб обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренно. От начала века для вас, патриархов, пророков, апостолов и мучеников, было знамением избрания то, что они прошли по тесному пути искушений и скорбей и таким образом благоугодили Богу. Чадо, — говорит Писание, — аще приступаеши работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи (Сир. 2,1 и 2). И в другом месте: все, елико аще нанесено ти будет, прийми (Сир. 2, 4), как благое, зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего должно вооружиться терпением и надеждой. К злохитростям диавольским принадлежит и то, что он во время нашедшей скорби повергает нас в уныние с целью отвратить от упования на Бога. Бог никогда не попускает искушениям столько угнести уповающую на Него душу, чтоб она, доведенная до крайности, пришла в отчаяние. Верен Бог, говорит апостол, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13). И диавол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но в такой мере, в какой попускается Богом. Если людям не неизвестно, какое бремя может нести мул, какое осел, какое верблюд, и на основании этого знания на каждого из упомянутых животных возлагается соответствующая силе его ноша; если знает скудельник, сколько времени должно держать в печи глиняные сосуды, чтоб они, будучи передержаны в ней, не перетрескались или, напротив того, будучи вынуты недостаточно обожженными, не оказались негодными к употреблению, — если, говорю, человек одарен таким соображением, то не гораздо ли более предусматривает Премудрость Божия, какое бремя искушений должно возложить на каждую душу, чтобы она, будучи испытана им, соделалась способной к Небесному Царству».

Преподобный Марк Подвижник учит:

«Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение: так и злонравным полезно подвергаться злоключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых. Не думай, что всякая скорбь попускается человекам за грехи их: искушаются и благоугождающие Богу. Писание говорит: нечестивые и беззаконницы изженутся (Пс. 36, 28); оно же говорит: Вси, хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). Подвергшись какому-либо бесчестию от человеков, знай, что этим тебе уготовляется слава от Бога, — и пребудешь в бесчестии беспечален и несмущен; в славе же, когда она придет, верен и неосужден».

Святой Иоанн Лествичник пишет:

«Невозможно змею совлечь с себя старой чешуи иначе, как пролезши сквозь тесную скважину: и нам невозможно свергнуть с себя греховные навыки и впечатления, невозможно свергнуть ветхость души и одежду ветхого человека, если не пройдем по узкому пути поста и бесчестия. Высохшее болото уже не принимает к себе свиней, и плоть, иссушенная подвигами, уже не упокоивает в себе бесов».

Преподобный авва Дорофей учит:

«Веруй, что все, относящееся до нас, до самомалейшего, состоит под Промыслом Божиим, и будешь претерпевать встречающиеся тебе скорби без смущения. Веруй, что бесчестия и досады суть врачевства от гордости, которою заражена душа твоя. Молись об укоряющих тебя, как об истинных врачах твоих, при убеждении несомненном, что ненавидящий бесчестие ненавидит смирение и убегающий от огорчений убегает от кротости».

Преподобный Илия Отшельник учит:

«Если кто в присутствии твоем начнет порицать брата, то не промолчи пред порицателем, не устыдись его, не согласись с ним, не согреши пред Богом. Со смирением скажи порицателю: «Брат, прости меня, и я грешник, достойный всякого сожаления; тот порок, о котором говоришь, принадлежит и мне, и я не могу выслушивать обличение в нем». Если брат соделает тебе зло, и кто-либо в присутствии твоем начнет злословить его, озаботься охранить сердце твое, чтоб не возобновилось в нем чувство злобы на брата. Вспомни множество согрешений твоих пред Богом, и если хочешь, чтоб они простились тебе, не воздай злом за зло ближнему твоему. Если услышишь, что брат отнесся о тебе худо, и после этого встретишься с ним где-либо или он придет к тебе — прими его благосклонно, с радостным приветствием и видом. Не скажи ему того, что слышал о нем; не спроси его, зачем говорил он то и то. Написано в притчах: помнящий бесчестия законопреступен (см. Притч. 12, 16). Если вспомнишь о ком-либо, сделавшем тебе зло, то встань и помолись от всего сердца Богу, чтоб Бог простил сделавшему зло, и помысл мести отойдет от тебя. Если впадешь в болезнь, не впади в малодушие, но благодари Бога. Если увидишь, что по причине болезни смущение вкрадывается в душу твою, то скажи ей в увещание и утешение: эта болезнь полезнее той болезни, которая ожидает тебя в геенне и в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении». От такого размышления умолкнет в тебе смущение.

Один древний учитель Церкви (Тертуллиан)

так изображает добродетель терпения: «Бог — надежная порука нам в терпении. Если ты доверишь Его власти испытанную тобой неправду, — Он от-мститель ее; если ты предашь в руки Его причиненный тебе вред, — Он вознагра-дитель; если печаль — Он вознагради-тель; если смерть — Он воскреситель жизни. И как велик простор для терпения — сделать Бога должником своим! Ибо терпение внимательно следит за всем, что приятно Богу, и неуклонно шествует за всеми заповедями Его. Терпение укрепляет веру, управляет миром, способствует любви, научает скромности, выжидает раскаяния, налагает печать исповедания, укрепляет плоть, сохраняет дух, обуздывает язык, останавливает руку, простертую для насилия, попирает искушения, отгоняет соблазны; оно делает совершенным мученичество, утешает бедного, научает умеренности богача, сокращает время для больного и здорового не утомляет. Оно увеселяет верующего, привлекает к вере язычника, слугу делает приятным для господина, а господина для Бога. Терпение укрепляет женщину и делает совершенным мужа; оно любезно в отроке, похвально в юноше, достойно удивления в старце. Вообще во всяком поле и во всяком возрасте оно похвально».

«Попытаемся уловить прекрасный образ и наружный вид терпения, — продолжает тот же учитель Церкви. — Выражение лица его полно спокойствия и мира, чело его ясно, не подернуто никаким оттенком уныния или гнева; брови его поднимаются лишь для выражения радости, глаза его потуплены от скромности, а не от стыда; уста его запечатлены безмолвной важностью; цвет лица его — цвет безмятежных и невинных людей. Одеяние его чисто и так плотно прилегает к телу, что не растрепывается и не болтается. Таков образ терпения. Ибо оно сидит на троне Духа Господня, столь кроткого и тихого, веющего не в клубе вихря, не в синевато-сером облаке, но в гласе хлада тонка (см. 3 Цар. 19,11-12), — Духа чистого и светлого, каким видел его Илия (см. Мф. 17, 3), ибо где Бог, там и питомец Его — терпение».

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Если, будучи несчастным порождением греха, процветаешь, то знай, что блюдешься для конечных мучений; и если, будучи добродетельным, получишь в удел скорбную жизнь, то знай, что очищаешься, как золото в горниле; или если, как новый Иов, изнемогаешь телом в борьбе с завистником, то для того, чтобы после подвига получить тебе победный венец. Посему и благоденствуя не услаждай тем мысли и в горестях не упадай духом, все принимая с христоносным сердцем».

Святитель Григорий Двоеслов по поводу терпения замечает: «Если мы сохраним истинное терпение среди жизненных скорбей, то мы мученики без меча и палачей».

Святитель Тихон Задонский о терпении так учил:

«Истинным терпением мы делаемся сообразными Христу, Сыну Божию, Который столько скорбей и страданий для нас претерпел. А кто сообразен Ему в терпении, тот будет участником и славы Его по воскресении. Самая любовь Божия требует, чтобы мы безропотно и даже с благодарностью несли крест, налагаемый на нас. Бог от любви Своей наказывает нас, а не от гнева; и мы должны отеческое наказание Его терпеть не с гневом и роптанием, но с любовью и благодарением. Ничто так не показывает любви нашей к Богу, как благодарное терпение бед и скорбей. Многие думают о себе, что они любят Бога, но случись какая-нибудь напасть, и окажется противное тому. А какую великую пользу приносит терпение в общественной жизни! Терпением сохраняется любовь и согласие между властями и подвластными, между родителями и детьми, между господами и слугами, между братьями, между друзьями, между соседями, между покупающими и торгующими, так что без терпения никакого добра быть не может. От нетерпения муж с женой, брат с братом, друг с другом, где должно быть миру и согласию, ссорятся и враждуют. Нетерпение разоряет дома, села, города и государства, ибо от нетерпения бывает несогласие, от несогласия — ссора и брань, от брани — кровопролитие и убийство. Терпение же все это зло отвращает, ибо где терпение, там нет ссоры и брани. Какой быть там ссоре, когда один обидел, а другой уступил и простил обидевшему? От нетерпения даже сам себя человек бьет, а иногда и убивает, и таким образом умирает и телом и душой. Терпение же не допускает сего бедствия. Оно источник мира, крепость дружества, хранилище добродетелей, венец благочестия, знамение веры, плод смирения, покой совести, знамя Христовых воинов, путь к вечному спасению, победа на врагов, язва диаволу, торжество над самим собой».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *