Утешение против нищеты

Мало, весьма мало находится таких богатых, которые бы были истинными христианами. Не богатство тому причиной, но злое сердце человеческое, которое или неправдой собирает богатство, или правдой собранное неправдой расточает, или хранит его, как сторож. К тому ж едва сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не превозносился им, хотя оно есть не его, но Божие. Ибо все Божие есть, что мы ни имеем, кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собой вводят беззаконий и лишают христианина истинного христианства. Ибо истинное христианство не может быть без жизни христианской, которая должна от внутренности происходить. Итак, богатство, Божие добро, безрассудному богачу бывает, как безумному меч, которым сам себя заколает и погубляет, что должно разуметь и о всяком даровании Божием. Ибо всякое дарование, когда человек не на добро, но на зло его употребляет, обращается ему во зло и погибель, например, учение, разум, красноречие, художество, знание языков и самый дар чудотворения и прочее (см. 1 Кор. 13, 1—3; Мф. 7, 22-23). А человек может во зло употреблять все дарования Божий. А это бывает тогда, когда человек через Божий дарования не славы Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но собственной славы и похвалы ищет. Так и богатый, когда не славы Божией и пользы ближнего через богатство ищет, но или хранит как сторож (или как пес сено, на котором лежит: и сам не ест, и скоту не дает), или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать и проч., тогда во зло употребляет дарования Божий, и так злоупотребляемое дарование Божие во зло ему обращается. А когда богатый не употребляет по-христиански своего богатства, то нет в нем и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые по-христиански употребляют богатство свое, как сие примечается от дел их; следственно, мало истинных христиан найти можно между богатыми. Истинные христиане по большей части в нищете и убожестве живут. Причина сему та, что истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели о телесном и временном, или добра, которое от Бога им посылается, лишаются от злых богачей, по Писанию: Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища? не тии ли хулят доброе имя, нареченное на вас (Иак. 2, 6 и 7); или сами расточают богатство свое, как пишется: расточи, даде убогим (Пс. 111, 9); бывают и другие причины, единому Богу известные. Итак, те христиане, которые терпят нищету и от того скучают, могут утешать себя следующими рассуждениями.

Как другие бедствия, так и нищета от Господа и попускается на нас.

Благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть (Сир. 11, 14). И с доброй целью посылается нам, как ниже увидишь.

Нищетой человек от всех тех зол, которым богатые подвергаются, удобно может избавиться.

Гордость, скупость, роскошь и другие подобные сим пороки в нищете почти не имеют себе места, ибо нищета смиряет всякого и расточительным и роскошным нищему быть не от чего. Богатые из христиан заражают сердца свои сими греховными язвами. От попечения о хранении богатства, которое богатых непрестанно занимает и держит в оковах сердце их, нищий бывает свободен: нищий не боится татей и хищников, которым богатство подвержено; тля нищеты не тлит, и моль ее не растлевает; от зависти, которая на богатство неприязненно смотрит, удалена нищета; нищий не готовит ответа за расточение богатства, за что богатые будут истязаны. Нищета в праздности и лености жить не допускает, как обыкновенно живут богатые, но понуждает трудиться. «Нищета, — говорит Златоуст, — не праздность, но трудолюбие рождает». Видишь, от коликих зол и бед освобождает тебя нищета! Посему да будет нищета твоя во утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, изнеженности и прочих душевных зол и возводит тебя на путь христианский тесный и руководствует к небеси. «Руководство некое, — говорит Златоуст, — пути, ведущего к небеси, нищета, помазание страдальческое, обучение некое великое и чудное, пристанище благотишное». О сем и Христос, давая разуметь, говорит: Неудобь богатый внидет в Царствие Небесное (Мф. 19, 23). Если богатому неудобно, то удобно нищему благодатию Христовою войти в Царство Небесное. Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни у богатого богатство, ни у нищего нищета не отнимает и не придает дней и жизни. Равно и богатой и убогой пищей подкрепляется, равно и богатым платьем и рубищем покрывается, равно и в хижине и в светлых чертогах упокоевается немощная плоть; равно и жизнь свою и тот и другой оканчивает, но только с тем различием, что богатый как живет, так и умирает с печалью и страхом, а нищий без печали и страха; равно, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти богатый с нищим равняется. Но когда б на всемирном суде равно судимы были! Но нет, того не будет. Емуже дано будет много, много взыщется от него (Лк. 12, 48). Богатому должно будет дать отчет Судии в богатстве своем, как и на что богатство, данное ему от Бога, издерживал и употреблял, как и всякий о таланте своем воздаст Господу ответ (см. Мф. 25, 19-25). Нищий о том не печется: он не имеет богатства, не готовит и ответа об употреблении богатства. Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного счастья от нас, а еще делает нас благополучнейшими в сравнении с богатыми. Ибо истинное благополучие состоит не во внешнем виде, но в покое душевном, которого богатство лишает и к которому приводит нищета. Что пользы человеку по наружности казаться счастливым, красоваться и блистать, а внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красивому червием, снедаться? Вот счастье богатых!.. Напротив того, ничего не вредит быть по внешности смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть состояние нищих! Итак, не тот спокоен, следственно и счастлив, кто много имеет, но кто ни о чем не печется, а к этому ведет нас нищета. Прими сие в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она за тебя, а не против тебя. В нищете своей помяни о вольной нищете Христа, Сына Божия. Весте благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2 Кор. 8, 9). Он от убогой Матери Девы родился и положен был во яслех: зане не бе им места во обители (Лк. 2, 7). Он во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 11). Он не имел, где главы подклонити (Мф. 8, 20). И учеников и апостолов убогих имел, и повелел им нищету любить: Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших… (Мф. 10, 9 и далее). Посему святой Павел о себе и прочих апостолах говорит: яко нищи, а многи богатяще: яко ничто-же имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6,10). И святой Петр говорил нищему хромому: Сребра и злата несть у мене (Деян. 3, 6). Итак, вольная нищета Христова и святых апостолов да облегчит бремя нищеты твоей и утешит сердце твое. Вспомни, что ты странник и пришлец в мире сем, путник на пути мира сего и идешь к небесному отечеству. Кто в странствовании обогащается? Не собирает ли богатства и не пересылает ли его в отечество? Христианское отечество есть небо: там сокрывать себе сокровище велел нам Христос: Скрывайте себе сокровище на небеса, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 20 и 21). Туда должно нам предпосылать сокровища наши, сокровища не мира сего, но онаго отечества достойные — любовь, терпение, кротость, милосердие и прочая: там, без сомнения, найдем их. Ты путник: кто же в путешествии лишним обременяет себя? Не слагает ли, напротив, с себя лишнее бремя, чтобы легче было совершать путь? А богатство есть бремя для человека, идущего по пути мира сего; оно мешает ему в пути, удерживает его и не допускает стремиться к отечеству. Сколь многих это бремя не допустило до неба и повергло во дно адово! Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14), глаголет Христос. Сими узкими вратами и тесным путем не проходят сидящие на высоких колесницах гордости, надмения и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попечений мирских, ибо не вмещаются; смиренные, кроткие и отложившие мирские попечения идут им. От этого бремени, тяжести и широты избавил тебя Господь и соделал легким, так что ты беспрепятственно можешь идти к небесному своему отечеству. Пищу же дает Бог всякой плоти, не токмо человекам, но и скотам и птенцем врановым призывающим Его (Пс. 146, 9). Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем (1 Тим. 6, 8).

Скоро кончится и богатых довольство и утеха, и нищих скудость и скорбь: всему скоро будет конец.

Вот скоро настанет перемена: вместо нищеты временной, которую ты терпишь, отверзятся тебе вечные сокровища благости Божей, и ты забудешь нищету и скорбь свою. Ныне стал уже ты ближе к концу сему, нежели как был вчера и третьего дня. И как скоро придет он, то и нищете твоей будет конец, равно как и от богатых отойдет богатство. Ничтоже бо внесохом в мир сей: яве, яко ниже изнести что можем (1 Тим. 6, 7). И тогда богатый сравнится с нищим. Ибо смерть всех делает равными — и богатых с нищими, и славных с низкими, и господ с рабами равняет. Открой гробы умерших, и не узнаешь, где богатый и где нищий, где вельможа и слуга его, где господин и где раб его лежит: у всех один вид — тление, земля и пепел. Мы веруем, что одно неравенство находится в душах их, ибо благочестивая душа Ангелами несется на лоно Авраамово, а нечестивая низвергается во ад — место, которое она делами своими приготовила себе (см. Лк. 16, 22-23). Рассуждай же о всем вышепи-санном и не скучай своей нищетой, которая делает тебе более добра, нежели богатым богатство. Сие утешение не приличествует тем нищим, которые без страха Божия живут, пьянствуют, не хотят работать и в праздности дни проводят: таковые нищие и телом и душой нищи суть, и здесь и в оном веке будут нищи, если не покаются. Сет. Тихон Задонский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *