Утешение скорбящих и озлобленных (озабоченных) житейскими невзгодами

Утешение в слове Божием «скорбящих и озлобленных, милости божией и помощи требующих»

Из глубины воззвах к Тебе, Господи.

Пс. 129, 1

Сердце каждого испытывает горе свое; всякой душе известна скорбь; жизнь каждого имеет свои тяжелые дни — дни бури и вихря, когда внезапным порывом бедствия унесены бывают все его радости, и желания сердца отнимаются, планы и надежды, чем думал человек насладиться, скрываются в густом тумане. Не видит уже он пути своего и не знает, куда идти ему, к кому обратиться за помощью; вера его в Бога точно исчезла в те минуты, когда он не ощущает более силы в себе, не понимает цели и причины нашедшей беды на него и не знает, на что решиться, что ему делать, во что именно верить теперь — в чем укрыться сердцу его. В тяжкие минуты дней этих он как бы не чувствует почвы под собой, и бездна раскрывается перед ним!..

Когда наступят дни эти, пусть всякий вспомнит о завете Божием с людьми, и уныние его исчезнет. Разве теплота солнечная прекращает когда живительное действие свое, хотя бы даже свирепствовала буря и леденящая градовая гроза? Разве может ослабеть любовь Божия к нам, когда скрывается она от очей сердца нашего и когда мы не ощущаем ее в минуты бедствий и печали? Разве исчезает свет солнечный, когда на земле пасмурно и темно от тумана, густых облаков и грозной тучи? Неужели забывает Бог посылать свет и утешение страждущим душам, потому что мы сами не видим исхода мрачным дням горести и печали?

Нет! Божие благовестие ко всякой душе «скорбящей и озлобленной» (огорченной) гласит, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5); Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), и нет в Нем и тени перемены; у Отца светов одно даяние доброе и совершенное, и нет в Нем изменения (см. Иак. 1, 17). Дерзнем ли хотя минутно подумать о Его жестокосердии? И — мы всегда можем смело обращаться к Нему с молитвой и просить Его быть нашим избавлением в дни скорбей наших и бедствий, и в час смертный, в час ли смерти нашей или смерти близких нам, и в день суда Божия, о котором написано: «Бог оправдание наше, кто осудит нас? Христос, умерший за нас и воскресший, — Он Сам одесную Отца Ходатай за нас» (см. Рим. 8, 33 и 34). С твердым и светлым упованием можем мы вверить себя самих, нашу судьбу, наше семейство, нашу жизнь и самую смерть, жизнь и смерть близких наших безграничной любви Божией к нам, которая во всей полноте открылась в земной жизни Спасителя, и совершенной, величайшей воле Бога, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Ко всем рано или поздно приходит Христос, чтобы крестить крещением огненным (см. Мф. 3, 11; 20, 23). И это огненное крещение приходит к человеку не единовременно, в тяжком ли огорчении или в ужасающем его чувстве греховности своей и ничтожества. Для многих, и эти многие, может быть, наилучшие люди, крещение огнем продолжается несколько месяцев и годов. Искушениями или тяжкими испытаниями, тайна которых смущает нас, Господь очищает их от прегрешений и сокровенно научает мудрости Своей. Он попаляет в них солому своеволия, самомнения и тщеславия и оставляет только чистое золото праведности и святости (см. Иак. 1, 2-5, 12; Мф. 3, 12). Сколь много благодатных душ, которые кажутся благодушными в глазах людей, имеют свои сокровенные горести. Они незримо несут крест свой в течение дня, с крестом ложатся отдыхать на ложе свое ночью. И нести они его будут, может быть, многие годы и даже до самой смерти, когда сложат его к подножию Престола Христова. И никто кроме них самих и Спасителя не будет знать, в чем заключался крест их, чем сокровенно испытывал их Бог, чтобы сделать лучшими и совершеннейшими, хотя они и без того казались нам слишком хорошими для земной жизни. Так Господь печется о людях Своих (см. Мф. 1, 21) и испытывает их огнем, подобно как очищающий серебро или золото неотлучно стоит возле горнила и наблюдает за плавящимся металлом, пока не увидит металл настолько очищенным, что он ясно может отражать образ лица его.

О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1 Пет. 1, 6 и 7).

Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую в многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4, 15-17).

Еще в Ветхом Завете находим мы указания на благо скорбей и бедствий и учение о том, что ими Бог очищает души наши и делает их достойными вечного блаженства. Благо мне, молился пророк Давид, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим (Пс. 118, 71). В книге Премудростей Соломоновых в утешение скорбящим указывается на ожидающие их награды такими словами: Хотя праведные в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю (Прем. 3, 4-7). Проникая сердцем в таинственную глубину сего утешительного откровения, святитель Григорий Богослов в восторге восклицает: «С веселием взираю на Христа, даже когда Он посылает мне скорби; радуюсь, что через печали делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено Богом Очистителем!»

Страданиями полна была жизнь Христова.

Вот путь, который указан был, как самый верный и лучший, для Спасителя нашего, Сына Божия, Небесным Отцом Его. Значит, и для нас несомненно хорош и верен путь жизни суровый и полный терниями, как путь, указанный всеблагим отеческим Промыслом Божиим.

Будем же покорно и терпеливо сносить крепкую руку Божию (1 Пет. 5, 6), потому что рука Отца Небесного хотя и тяжело ложится на нас, но она же и тверда, и верна, и могуча для поддержки и охраны. И никто не может взять нас из руки Его, потому что о Нем бо живем и движемся и есмы (Деян. 17, 28). С года на год Он ожидает приближения нашего к Нему, и терпение Его не оскудевает. Пождем же и мы Его, потерпим Господа, смиримся под крепкую руку Его, да вознесет нас в свое время (1 Пет. 5, 6) — когда именно нужно для блага нашего… В Нем искупление для всех, следовательно, искупление и для нас, и для всех, кого мы любим; но для совершения спасения нашего искуплением или для усвоения нам заслуг Искупителя так же потребно страдание, как необходим был крест для Спасителя, чтобы искупить человечество.

Да не смущается же сердце ваше, веруйте в Бога и в Спасителя (Ин. 14, 1). Веруйте и взывайте из глубины бедствий и страданий: «Хотя бы Ты, Господи, и умерщвлял меня, все же буду любить Тебя, ибо Ты возлюбил меня через Иисуса Христа прежде сложения мира» (см. 1 Ин. 4, 19).

Огорченные и страждущие сердца!

Озабоченные и усталые души! Взирайте на Крест Христов. На нем висел Царь ваш, Царь скорбных душ — Царь болезней и печали. Все тяжкое и страшное испытал Спаситель: и муки души, бывшие у Него, безгрешного, от мрака и тяжести грехов всего мира, и оставление всеми, и невыразимые телесные страдания, и наконец смерть; но все это перенесено было Им для того, чтобы явить победоносную силу Свою над всем этим и величием прославленного царственного лица Своего обратить к Себе взоры всех страждущих. С тех пор как висел на мучительном кресте Спаситель, скорбь и печаль освящены подобно радости.

Все, чего падшая природа человеческая страшится, все, что она презирает, все то воспринял и удостоил славы на кресте Господь, благословил и освятил навеки. И теперь блаженны нищие духом — тяготящиеся сознанием бедноты души своей, ибо Иисус обнищал нас ради, подняв бремя грехов наших душой Своей, — таковых есть Царство Небесное; потому что обогатил их Отец Небесный благодатными дарами Своими, по заслугам Искупителя. Блаженны плачущие о грехах своих, ибо Иисус скорбел смертельно о грехах наших на кресте, будучи Сам без греха. Могут ли они после этого быть неутешны?.. Блаженны алчущие и жаждущие праведности как оправдания от Бога, по сознанию бессилия своего являть всегда добро в жизни своей: Христос испытал голод в пустыне и предсмертное томление жажды на кресте для того, чтобы утолить томление духовной алчбы и жажды грешников. Блаженны оставленные всеми, презираемые и преследуемые за правду. Все оставили Иисуса в час смертной скорби Его. Отчего же не быть оставленной и тебе, христианская душа, последовательница Креста Христова? Разве ученик выше Учителя своего? Нет! Всякий, кто желает совершен быть, не должен отказываться от следования по стопам Учителя своего.

Ко всем сказал Он: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23).

Не будем и в продолжительном горе впадать в уныние от мысли, что молитва наша не будет услышана; а через то не будем впадать в самообман, что в этом нашем колебании веры мы являем покорность воле Отца Небесного. Прежде позаботимся согласовать нашу волю с волей Божией о молитве нашей и тогда уже скажем: да будет воля Твоя; не будем забывать учения апостолов Христовых: да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 6-8). В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением (Кол. 4, 2).

Покорность может быть святой и искренней, может быть и ложной. Когда приближается горе, кажущееся неотвратимым, или настало уже горе такое и продолжается, являясь нам необходимым для какого-либо высшего блага, тогда, после молитвы со всяким терпением и дерзновением, скажем, подражая словам Спасителя во время предсмертной тоски Его: «Да будет не как мы желаем, но как Ты хочешь, Господи!»

Христианство одновременно возвышает как земные, так и небесные наши привязанности.

Если я буду следовать учению слова Божия, я буду всегда чувствовать себя покойным, и в горе чем меньше будет во мне надежды, тем сильнее будет вера в Промысл. Богу известно, что полезно для нас, и если я этого не понимаю, это не должно смущать веры, а только укреплять ее. Следуя слову Божию, я буду все более и более испытывать, что постоянное чувство покорности есть источник постоянной силы душевной. «Ежедневное отречение воли своей есть ежедневный путь к жизни».

Во всех трудностях жизни есть возможность найти исход человеку, но если и не найдет человек исхода, все же получит вознаграждение за искание и терпение. В трудных обстоятельствах жизни должно следовать простому правилу:

не противоборствовать посланному испытанию и бодро продолжать исполнять долг свой на месте, на котором поставил Господь, глубоко веруя, что завет Его с людьми и библейские обетования имеют силу свою и значение для всякого верующего и теперь, хотя и не в буквальном смысле, и что, например, слова псалмов 9, 26, 33, 146, 36, 106, 111, 123, 126, 145 в той же мере и теперь истинны и действительны для всех нас, какими были они для иудеев в древности.

Не бойся туч, и бури, и дождя!

Смотри на радугу в облаках, которая видна и сквозь самый дождь. Это признак того, что солнце, хотя ты его и не видишь, все же светит, и что выше облаков и выше туч царит над всем солнечный свет. Там — теплота у источника своего, там, близ Царя неба, безоблачное благодатное небо!..

Имей веру в Божий завет людям!

Верь, что солнце преодолеет тучи, теплота победит холод, тишина последует за бурей, прекрасное и чистое победит нечистое, свет преодолеет тьму, радость восторжествует над горем, жизнь победит смерть, любовь переживет разрушение. Ибо Бог есть Свет, Бог есть Любовь, Бог есть Жизнь, Бог есть Мир и Блаженство вечное, и в Боге нет изменения. Он дарует мир и радость людям и всему творению. Вот в чем значение радуги. Она свидетельствует о том, что Бог, Творец вселенной, никогда не перестает быть Отцом и самым близким и нежным Хранителем человека; что обещания Божий подобны неизменно светящему солнцу, которое блистает над облаками, ни на минуту не ослабевая.

Я ни во что не мог бы верить, если бы не верил в вечно заботящееся о нас Провидение, — в постоянное совершенствование людей непостижимой премудростью Его через посылаемые блага жизни и недомыслимой благостью Его через многоразличные, великие и самые ничтожные, по-видимому, печальные условия и обстоятельства жизни…

Скорбь хотя и тяжела, но не бесплодна. Ничто не бесплодно для тех, которые все видят в истинном свете, для которых все события и действия суть звенья великой цепи всеобщего движения вперед. Для нас всякое время должно казаться преисполненным жизни, хранящим и открывающим намерения Бога Промыслителя, премудростью и благостью Которого все в жизни нашей движется к назначенной Им цели, несмотря на кажущиеся задержки и неудачи.

Среди случайностей и перемен земной жизни единственная надежда наша заключается в твердой, сердечной уверенности в неизменяющееся Царство Божие и в Царя нашего, в Котором нет ни тени перемены (Иак. 1,17). Только эта уверенность даст нам упование, терпение и спокойствие, хотя бы кругом нас все поколебалось, потому что Царство, которого признаем мы себя гражданами, есть Царство не тьмы, а света, не лжи, а правды, не рабства, а свободы, — Царство благости и милости, а не гнева и страха, Царство Отца светов, от Которого свыше исходит одно только благо и только дар совершенный (Иак. 1, 17) и Который всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). Пусть же будет с нами по воле Его, неизменно ведущей нас к одному только высшему благу!

Имея веру в то, что Бог воспитывает в человеке духовную жизнь, для нас делается излишним и даже дерзновенным испытывать, как и когда совершается это воспитание. Для нас достаточно помнить, кто наш Воспитатель, и верить, что Он, как Господь всяческих, как Отец, руководит всеми обстоятельствами жизни нашей.

Когда мы достигнем наконец той поистине высокой жизни, к которой ведет Он нас, то есть к жизни, угодной Ему или благочестивой, тогда безразличным станет для нас, какими необычайными и трудными путями или какими горькими и полными уничижения способами достигали мы этой блаженной цели. Если Бог открыл нам любовь Свою, если Ему угодно было призвать и принять нас, то покоримся Ему в чувстве благодарного смирения и с неизменным постоянством, как истинные дети Его (см. Евр. 12, 6-12).

Мы даже полагаем, что иногда самый разумный способ переносить скорби заключается в том, чтобы не стараться переносить их, лишь бы только не чувствовать себя от давления их не способным исполнять свои ежедневные обязанности; полагаем, что полезнее не насиловать себя, а позволить себе всецело предаться скорби. Может быть, скорбь на то и послана нам, чтобы мы предавались ей и, испивая чашу ее до дна, получили бы через то врачевство, которое не нашли бы мы, если бы начали сами лечить себя или другим допустили бы лечить нас. Ежели мы скажем в простоте сердечной: «Я несчастен и нужно мне чувствовать себя несчастным», мы услышим, быть может, голос, говорящий в душе нашей: «Кто сделал тебя несчастным? Не Бог ли? А что другое может желать для тебя Бог, как не добра твоего?»

Радость христианина, 1896

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *