Грехи против Духа Святаго

Есть следующие шесть грехов, называемых грехами против Духа Святаго:

  • Излишняя надежда на милость Божию.
  • Отчаяние в своем спасении.
  • Явное противление утвержденной истине и отвержение Православной христианской веры.
  • Зависть относительно тех духовных благ, которые ближние получают от Бога.
  • Пребывание во грехах и коснение во злобе.
  • Нерадение о покаянии до конца этой жизни.

Всякий покаявшийся должен решиться на постоянную и усиленную борьбу со своими страстями и худыми навыками и возненави­деть не только грех, но и места, и орудия, и лица, и другие обстоятельства, которые ко гре­ху приводят.

О замене епитимий.

Если кто по немощи своей не может понести должной епитимий за грехи свои, то по благословению духовно­го отца он может заменить оную делами ми­лосердия.

Не столько отец любит сына, как Господь — кающуюся душу. Начало спасения есть себя осудить кающемуся. Если от диавола прельщен будешь и падешь в малое или великое согре­шение, не приди в отчаяние, да не погибнешь, но притеки к исповеданию и покаянию, и по­ложи опять начало, и Бог простит тебе и не отвратится от тебя.

Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечас­ным покаянием пред Богом, покаянием, со­стоящим из немногих слов при сочувствии им сердца (свт. Игнатий Брянчанинов).

Жало болезни о грехах мы должны иметь, но без смущения и отчаяния. — Болезнование о грехах полезно и по исповедании их.

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (преп. Амвросий Оптинский).

Необходимы каждому воспоминание и рас­смотрение пред исповедью своей прошедшей греховной жизни и потом, во время самой ис­поведи, вопросы, советы и вразумления каю­щемуся со стороны духовного отца, — все это, без сомнения, лучшие и действительнейшие средства к познанию себя грешником и воз­буждению чувств сокрушения о грехах и ре­шимости к исправлению.

Христианин! Исповедавшись во грехах и причастившись Св. Тайн, испытай себя: готов ли ты прощать ближнему все обиды? Готов ли всякому сделать добро, какое можешь? Чувс­твуешь ли влечение сердца к молитве? Любез­нее ли для тебя Слово Божие, нежели мирские книги? Если на сии и подобные сим вопро­сы душа твоя и совесть скажут: «Да», — то это верный знак, что ты не без пользы исполнил долг христианский. В противном случае и не думай, будто ты исповедался как должно, а мо­лись и проси Бога, чтобы Он дал тебе истин­ное покаяние.

Кающегося в грехах можно узнать по следу­ющему признаку: такой перестает уже интере­соваться пороками и грехами других, судить их и осуждать за грехи.

Епископ Иннокентий Херсонский говорил, что отпущение грехов священником еще не значит, что отпущенные им грехи прощены Богом. Если исповедующийся просто перечис­ляет грехи, без веры и покаяния, сколько бы священник ни говорил: «Прощается и разреша­ется», — он от Бога не получит разрешения.

В случае смертного часа всякий священ­ник имеет долг разрешить приближающего­ся к смерти от епитимий, хотя бы наложенной и высшею иерархическою властию, и сподобить приобщения Святых Тайн, но с тем, что если это лицо выздоровеет, то должно продолжить епитимию.

Вменяемость чужих грехов:

  • приказ,
  • совет,
  • соблазн,
  • согласие,
  • незамечание,
  • одобрение (непротиводействие, необъявление).

Должно знать, что напоминание грехов тог­да бывает от благодати и спасительно, когда оно смиряет тебя и возбуждает в сердце сокру­шение о том, что грехами своими ты оскорбил Бога и, вместе с тем, поселяет в тебе надежду и упование на благость Его. Но когда напо­минание грехов смущает тебя, ввергает в не­верие и малодушие и заставляет считать себя человеком навеки осужденным, которому нет более времени ко спасению, — знай, что та­кое напоминание — от диавола. Посему, сми­ряя себя как можно более, отнюдь не оставляй надежды на Бога, — и ты победишь врага его же оружием и воздашь славу Богу. Необходимо нам при воспоминании грехов своих питать и надежду на крестные заслуги Спасителя наше­го и, ради этих великих заслуг, просить у Него прощение.

Есть мощное средство в борьбе Со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй перед духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности; ни в коем случае не откладывая на завтра и далее! Кто часто и сразу исповедует грехи, тот доказывает, что он ненавидит грех, ненавидит плен диа­вольский.

Некоторые говорят: «Грехи у меня легкие, человеческие», — как будто нужно, чтобы бы­ли бесовские. Это сатанинская гордость.

Так как мы немощны, испорчены и доступ­ны бесам, то Господь дал нам Покаяние и другие не Таинства. Если искренно покаемся, то Господь прощает нас, т.е. очищает нашу душу от греховных язв и обещает кающемуся Царствие Божие.

Только кающемуся вменяется всемирная жертва крестная Спасителя.

Перед священником утаишь (на исповеди), а перед Богом не утаишь.

В конце исповеди священник может нало­жить на кающегося в особо тяжких грехах епи­тимию, что означает запрещение или наказа­ние, имеющее лишь воспитательное значение, т.е. чтобы заставить кающегося глубже осознать свою вину, тяжесть содеянных грехов и осво­бодиться от них. Следует всегда помнить, что епитимия никак не является удовлетворени­ем Бога за содеянные грехи, ибо только Кровь Иисуса Христа избавляет нас от всякого греха.

Что есть епитимия? Кто кается, тот при­нимается в милость Божию; но дары милости не тотчас даются, а спустя иногда довольно долгое время. Это продление невозвращения даров милости и есть Божия епитимия. Ее не­сут все грешащие большими и малыми гре­хами. Срока сей епитимий Господь не объ­являет, а держит его в Своем секрете. Оттого милость или чувство помилования всегда воз­вращается внезапно, — и бывает тогда в ду­ше праздник. Епитимия от духовника дается для сокращения срока Божией епитимий. Она показывает добровольное принятие на себя покаянных трудов, напрягает сознание своей виновности и преклоняет Бога на милость или делает душу более способной принять сию ми­лость (свт. Феофан Затворник).

Некающихся и неверующих приемлет мука вечная, тогда начнется горький плач и рыда­ние, и не будет конца.

Если кто духовника не послушает, таковый осуждение приемлет. Рече бо Господь: Слушали вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене от­метается (Лк. X, 16). Тако и теперь, если кто речет: «Яже Бога боюся и слушаю», — а отца духовного презирает, таковый ложь есть пред Богом и спасения не улучит. Исповеданием ду­шевные раны и струпы вылечиваются Грехи, утаенные на исповеди, тело и душу уморяют, и радость великую диаволу чинят.

Пастырям, к сожалению, весьма часто при­ходится наблюдать такое именно отношение к исповеди: подойдет говельщик к аналою, покло­ны, затверженные ответы: «Грешен и грешен». Снова поклоны, крестное знамение, безучас­тное выслушивание великой разрешительной молитвы, ничего не сказав о себе, — и конец… Холодный подошел он к Таинству, холодным остался в беседе с отцом духовным и таким же холодным отошел от Евангелия и Свято­го Креста, на котором изображен пред ним распятый Искупитель. Хочешь ли ты, сестра

моя, пережить  высокий подъем духа, сложить свои грехи и получить покаянное настроение. В таком случае, прими совет мужей духовного опыта: принеси ныне исповедь как, как бы приносила ты ее в последний раз в жизни; исповедайся так, как бы ты исповедовалась па смертном одре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *