Что значит слово «покаяться»?

Толковники и благовестники Священного Писания всегда обращают внимание на истинный смысл этого слова. Покайтесь — не значит только сознайте ваши грехи и имейте желание их очищения. Нет. Покайтесь — означает дословно, в пере­воде с греческого языка, — передумайте, пере­мените образ ваших мыслей, начинайте совер­шенно по-иному мыслить, чувствовать, желать и поступать, т.е. по воле Божией, как Господь говорит. Покайтесь — значит перемените ва­ши житейские взгляды и мнение на целостное мировоззрение, которое дано в Евангельском Благовестии. — Покаяться — это значит сми­риться пред Богом и людьми с глубоким со­знанием своего недостоинства, повергнуться пред Богом, просить у Него сил для новой, доброй жизни.

Когда ты получаешь после исповеди успокое­ние совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твое покаяние; а не­навидяй добра диавол наводит смущение, что не так сказала, и прочее; отражай оное надеж­дою на милосердие Божие (старец Макарий Оптинский).

Нам христианам, необходимы частая испо­ведь и Святое Причащение. Благодать Божия, действующая в сих Таинствах, обязательно производит то, что человек-христианин дела­ется чувствительным к своим грехам и немо­щам, не так легко двигается на греховные де­ла и укрепляется в истинах веры. Для такого вера, Церковь и все ее установления делаются родными.

В святоотеческих писаниях часто приводит­ся та мысль, что наши неисповеданные грехи будут открыты пред всеми на Страшном Все­общем Суде, а грехи исповеданные уже здесь изглаждаются, и мы туда явимся чистыми и непорочными. — Какое, с одной стороны, это для нас грозное предостережение, а с другой — и утешение. Если я здесь скрыл грехи от одно­го человека — духовника, будь эти грехи самые гнусные и дурные, то там они объявятся пред всеми людьми: моими друзьями и недруга­ми, — пред моим начальством и подчиненны­ми, и — о, какой тогда будет мне срам и позор! И наоборот, если здесь я сокрушался, каялся, открывался, хотя может было мне и стыдно, в своих беззаконных делах, то там я предста­ну чистым и неповинным, и будет мне тогда пред всеми честь и прославление (архиепископ Арсений Чудовский).

При исповеди надобно пояснить все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не повер­хностно говорить, ибо неисповеданный грех и не разрешается, разве что по забвению не изъ­яснишь… Главное в исповеди надобно иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (Пс. L, 19) (старец Макарий Оптинский).

Кого здесь Господь наказывает за грехи, тех в жизни будущей помилует (кто, разумеет­ся, наказания благоразумно переносит), а кто здесь покается, тот там не будет страдать от нераскаяния.

Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть помысл самоосуждения, забота о едином на потребу, стремление к чистоте душевной, попечение о добром ответе на Страшном Су­дище Христове. Всячески надлежит не откла­дывать покаяния, ибо чем чаще мы будем очи­щать душу св. исповедью, тем она будет светлее и недоступнее тьме греховной. Грех же неисповеданный затемняет душу, а скопление грехов заглушает голос совести и делает душу менее способною к истинному покаянию.

Вопрос послушника.

Я нахожусь, отец мой, в отчаянии ради множества грехов моих, — что мне следует сделать, чтобы простил их Господь?

Ответ старца Илария Афонского.

Покайся от всего сердца твоего, исповедуй с великим сокрушением все грехи свои пред духовником твоим и возымей твердую решимость в после­дующую жизнь не согрешать Богу, помощию благодати Его. И тогда, сколько бы ты ни был грешен, сколько бы ни имел великих грехов, простит их тебе Бог, если сделаешь, как я ска­зал. Никогда не следует отчаиваться и терять надежду на прощение грехов Многомилости­вым Господом, если принесешь покаяние от всего сердца твоего. Одна капля Крови Гос­пода нашего, излиянная на кресте за гре­хи мира, может очистить грехи не только од­ного человека, но и всех людей от создания мира и доныне.

Вопрос.

Св. Иоанн Предтеча возглашал ка­явшимся ему: Сотворите достойные плоды по­каяния (Лк. III, 8). Какие это плоды, изъясни мне, отец?

Ответ.

Плоды покаяния, которые должен сотворить грешник, когда покается, следую­щие: удаление от грехов, милостыня, творимая с усердием, молитва со слезами, пощение со смирением, исповедание, творимое кающимся из глубины сердца сокрушенного, и, наконец, с верою к Богу надежда. Всеблагим и Право­судным Богом назначены два судилища: кто теперь получит через духовника прощение гре­хов своих, тот не будет судим во Второе При­шествие Всемирного Судии, когда придет Он на землю с великою силою и славою судить живых и мертвых.

Первое спасение — уклоняться от греха, второе — не отчаиваться в прощении. Но тот сам себя предает вечной погибели, кто, имея Милосердного Судию, не прибегает к пособию покаяния.

При скрывании грехов исповедь теряет свою силу, ум человека не просвещается, и тяжесть греховная продолжает лежать на душе человека ужасным гнетом. Но совсем иное совершается с человеком, который приступил к исповеди с сознанием своих грехов. Он чувствует после ис­поведи умиротворение совести, воспринимает надежду спасения, пробуждается от тяжелого сна греховного, и он готов вступить на новый путь — путь угождения Богу.

Ты просишь объяснения о причастии Свя­тых Тайн, о таких людях, которые в небреж­ности всю жизнь провождают, даже до самой смерти, и Святых Тайн приобщаются, а гре­хов своих не объявляют и нисколько в них не раскаиваются, на таковых подлинно следует слово апостольское: иже аще яст Хлеб сей, или пиет Чашу Господню недостойне… суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. Сего ради в вас мнози немощны и недужливи, и спят доволни (1 Кор. XI, 27-30), т.е. помрачаются паче, а не просвещаются. Аще же таковые в небрежности своей и при конце жизни Тайн Святых при­общаются, но грехов своих не освобождаются, понеже и до конца в беззакониях проводили житие свое (о. Феодор Ушаков).

Совесть исповедью и сокрушением умиряется в связи с епитимиею (свт. Феофан Затворник).

Не должно, братия, отчаиваться в спасении, имеющем покаяние матерью. Вчера мертвые — сегодня оживают для Бога покаянием, вчера чужие — сегодня становятся своими Богу, вче­ра беззаконные — сегодня становятся святыми (св. Ефрем Сирин).

Господь наш сказал: седмьдесят крат сед­мерицею отпусти брату своему согрешения его (Мф. XVIII, 22). Во сколько же раз более Сам Господь простит кающемуся?.. Если даже ты ежедневно станешь создавать и разрушать, то и тогда Бог не погнушается принять молитву твою, как скоро начнешь ты взывать к Нему (св. Ефрем Сирин).

Врач душ наших дал нам покаяние, как ле­карство от всякой греховной язвы. Отсечем, братие, дурные привычки души нашей (св. Еф­рем Сирин).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *