В чем нам каяться?

Во-первых, в собственных грехах; во-вто­рых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближне­го; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее (свт. Иоанн Златоуст).

Есть еще люди, которые малые грехи считают за великие и безпокоятся о них слишком мно­го, а о тяжких и великих грехах почти не дума­ют, так, например: как-нибудь оскоромиться в постный день, кушать до обедни в праздник и прочее — считают за тяжкий грех, а сквернос­ловить или осуждать ближнего, очернять его и тем, так сказать, убивать в глазах других — считают почти за ничто. Это значит — из мухи делать слона, а из слона — муху.

Нет греха непрощаемого, кроме того, в коем не каются.

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (авва Исайя).

Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ни­ми расстаться.

Посмотри на себя: может, ты идешь на ис­поведь без всякой подготовки, не испытав сво­ей совести. Может, ты исповедуешься без со­крушения и умиления, формально, холодно, механически и не имеешь намерения впредь исправиться.
Покаяние не должно быть скорбью безна-безнадежною, Оно должно быть одушевлено и оживленно глубокою верою в Искупителя и твердою надеждою на Его милосердие. Необходимое условие покаяния вера и надежда.

Сознание своих грехов и самоукорение в них — первые шаги на пути покаяния.

Никто никогда не должен приступать к исповеди, если предварительно не имеет твердой надежды, что исповедании получит совер­шенное прощение.

Частая исповедь истребляет неправду, от­вращает от греха, предохраняет от зла, утверж­дает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пу­ти заповедей Божиих, укрепляет против иску­шений, вливает в душу святой мир, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее.

Всякая душа, потерявшая мир, должна пока­яться, и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преп. Силуан Афонский).

Сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили по­каяния.

Говорящие: будем грешить в молодости, а покаемся в старости, — обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния (преп. Еф­рем Сирин).

Покаяние должно совершаться с удовлет­ворением обиженных: пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого со­грешили (Числ. V, 6-7).

Покаяние должно выражаться ненавистью ко греху: И вспомните там о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушаетесь самими собою за все злодеяния ва­ши, какие вы делали (Иез. XX, 43).

Сотворите убо плоды достойны покаяния (Лк. III, 8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты воровал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время блудил? Теперь воз­держивайся и от жены своей в известные дни, и привыкай к воздержанию.

Оскорблял и даже бил? Вперед благословляй обижающих тебя и добро делай бьющим. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, от прежней жизни происшедшее. Ты смотрел прежде с вожделением на чужую красоту? Впредь для большей безопасности совсем не смотри. Ибо сказано: Уклонися от зла и сотвори благо (Пс. XXXIII, 15) (свт. Иоанн Златоуст).

Кто приносит покаяние, тот не только должен омыть грех свой слезами, но покрыть прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился (св. Амвросий)

Если бы Господь, по Своей безконечной любви и милосердию к падшему человечеству, не дал ему покаяние и оставление грехов ради крестной жертвы Сына Своего Единородно , то все люди низошли во ад, на место вечных мучении о и Иоан Кронштадтский).
Старайтеся пригладить прежнии грехи и страсти — вот истинное покаяние. Решиться покинуть ту или иную страсть, ту или другую привычку — вот истенное покаяние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *