Об общи исповеди

Следует заметить, что из слов свт. Иоанна Златоуста о том, что к каждому человеку надо подходить с его индивидуальной меркой и с каждым иметь дело лично и откровенно, с не­сомненной ясностью вытекает осуждение так называемой «общей исповеди», и единственно законной признается исповедь индивидуаль­ная. И на самом деле: когда, прочитав длин­ный список ничего не говорящих душе грехов и молитву о раскаянии в них, священник на общей исповеди призывает исповедников по очереди и задает шаблонный вопрос: «Что со­вершил особенного?», — какой может быть от­вет? Что считать особенным? Для одного это может быть убийство или поножовщина, для другого — грешный помысел и нескромный взгляд, для третьего — иное что. У каждого это зависит от степени совершенства… Может быть, батюшка действительно требует чего-то исключительного по ужасу и глубине падения? И сбитый такими мыслями человек чаще все­го говорит: «Ничего особенного нет!». Какая хитрость бесовская в этих словах «нет ниче­го», когда Христос говорил, что мы ответим на Суде за каждое слово, произнесенное в суе! не мение ужасен и равнодушным Ответ: «Грешен батюшка!», — показывающий, что грехи осознаються , но не осуждаются, как неизбежное и потому — терпимое…

Во-первых, при общей исповеди кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных деяний, не приходится стыдиться за них перед священником и не будет задета его гордость самолюбие и тщеславие. Таким образом, не будет того наказания за грех, которое в допол­нение к нашему раскаянию снискало бы нам милость Божию. Во-вторых, общая исповедь таит ту опасность, что к Св. Причастию по­дойдет такой грешник, который при отдельной исповеди не был бы допущен священником. Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния. При общей исповеди нельзя приступать к Св. Причастию тем, кто долго не был на частной исповеди, и тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, ко­торый сильно задевает и мучает его совесть. В таких случаях исповедник должен после всех подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.

Недостаток исповеди церковной восполни горячею исповедью домашней. Последняя будет одна с первою, и даст тебе то успокое­ние и примирение душевное, которое долж­но быть плодом истинной исповеди и которое достигается и нашими усилиями, жаждой на­шего исправления и устремления к Богу (Из дневника инока).

Грех утаиваемый, не осознаваемый или не чувствуемый усиливается, растет и крепнет глубоко в душе согрешающего; грешник изви­няет, оправдывает себя общим обычаем, об­щим растлением, общим неисправлением, не­наказанностью.

Все старание есть диавола, яко да во отча­яние тя приведет, егда согрешиши, ты же убо, возлюбленный, не повинуйся ему. Но аще и седмижды падеши на день, то убо скоро востани и покаянием умоли Бога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *