Не живите во тьме

Не живите во тьме не исповеданных грехов.

Душу некающуюся враг-диавол делает по­мойной ямою, в которую он бросает всякую дрянь (свт. Феофан Затворник).

Кайся чаще. Неужели весь год коснеть во грехах и только раз в год очищаться Покаяни­ем и Причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся; разве не каждый день нам нужно очищение, освяще­ние и обновление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищать­ся? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, или лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно, оскверняемую гре­хами каждый день? Нелепые, бессмысленные люди, думающие да еще говорящие так безум­но; невежды они, не понимающие потребнос­тей души человеческой. Они не познали Духа Христова.

Недостаточно того, чтобы только грехи все перечислил, — и конец, а нужно, чтобы грех опротивел.

Отсутствие скорби о грехах приводит Бога в большее негодование и гнев, чем самое совер­шение грехов… Кающийся должен не гневаться и не сердиться, а сокрушаться как виновный, как не имеющий дерзновения, как осужденный, который должен получить спасение по одной только милости, как человек, оказывающийся неблагодарным к благодетелю, отверженный и достойный без численных наказаний. Если бы мы скорбели о грехах, если бы воздыхали о прегрешениях, то ничто другое не печалило бы нас, потому что эта скорбь отгоняет всякую печаль (свт. Иоанн Златоуст).

Самый пагубный, самый тяжелый грех есть неверие.

Если согрешит человек от несовер­шенства плоти и покается, то Господь его про­стит, простит его скорее, чем когда он погрешит неверием, ибо здесь он восстает против Самого Бога (епископ Арсений Серпуховской).

Грехи юности препятствуют ли пастырству? Когда человек обновится покаянием, тогда грехи юности его не препятствуют ему забо­титься о душах ближних. Так понимала Цер­ковь издревле, и св. Нифонт, епископ Кесарии Кипрской, по откровению Божию, принял на себя обязанности пастыря, хотя в юности и подвергся тяжким преткновениям (память его 23 декабря).

Пусть никто не отчаивается в своем спасе­нии. Грех не в нашей природе: мы сподоблены воли и свободы. Ты — мытарь? Можешь сде­латься евангелистом. Ты — разбойник? Мо­жешь приобрести рай. Ты — волхв? Можешь поклониться Владыке. Нет такого греха, кото­рый не изглаждался бы покаянием. Для того Христос и избрал крайние степени нечестия, чтобы никто при конце не мог чем-нибудь оп­равдываться (свт. Иоанн Златоуст).

Величайшие св. отцы признавали покаяние своим единственным деланием. Вдавшись в это делание, они более и более распространяли его для себя, потому что покаяние не только очищает грехи, но и изощряет зрение челове­ка на самого себя. Когда некоторые греховные пятна очистятся покаянием с ризы душевной, тогда внезапно открывается на ней существо­вание других пятен, менее грубых, но не менее важных, оставшихся доселе непримеченными по причине тупости зрения.

Когда кто кого оскорбил, имеет вражду с кем и не примирился, то и духовниково разрешение не подействуют, хотя бы и разрешил, да и сам тяжко согрешает, и того в больший грех вводит. Ты примирись с маменькою, получи от нее прощение, тогда и от Бога получишь онное (старец Макарий Оптинский).

Говейте там, где вас ничто не может развлекать. Какой толк разъезжать? Там все еще какое-либо добрецо сделаете, а в поездке что? Кроме суеты, развлечения,  пустых ожиданий — ничего (свт. Феофан Затворник).

Беспокойство в совести твоей о прежде бывших немощах твоих происходит оттого  т.е. послано тебе, чтобы ты памятовала свою греховность и не увлекалась в гордости и в осуждении других, а пребывала бы во смирении, а то мы считаем себя уже безгрешными. Но мы хотя и надеемся получить прощение от Бога, по милосердию Его и заслугам Спасителя нашего, все должны чувствовать, что грешные, и не забывать своих прежних грехов (старец Макарий Оптинский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *