О внутреннем покаянии пред Богом

Примеры внутреннего покаяния видно из дневника св. Иоанна Кронштадтского. Он час­то пишет про то, как, заметив за собою грех — или раздражения, или внутреннего осуждения кого-либо, или принятия излишнего количес­тва пищи, или суетной мысли во время Бого­служения и т.п., — тотчас начинал каяться и усиленно просить Бога о прощении ему подоб­ного греха.

Душа признательная, кающаяся, не любящая грех, не погибнет, хоть и падает, но соблюда­ется для совершенного спасения. Св. отцы го­ворят: хоть кто и грешит, но внутренно ненавидит грех и тоскует после падения, тот, долго ли, коротко ли, совершенно разлюбит грех и скажет: Совершенною ненавистью возненавидел я: во враги быша ми (Пс. СХХХVIII, 22). От Божьего милосердия до смерти не отступайте (старец Иоанн Троицкий).

Старец Варсонофий Оптинский, благослов­ляя говеющих, советовал после вечерни, на ко­торой читают каноны, не вкушать ничего до причащения Св. Тайн. В исключительных слу­чаях разрешал выпить только чаю.

Мы не можем каяться надлежащим образом, если не узнаем способа этого самого покаяния, потому что каяться — значит и оплакивать со­деянные грехи, и оплакиваемых грехов больше не творить. Ибо кто оплакивает грехи, продол­жая их, тот или притворяется, что он кается, или не имеет верного понятия о покаянии. Ибо что пользы, если бы кто оплакивал грехи роскоши и, между тем, продолжал бы еще быть чрезвычайно любостяжательным.

Когда мы желаем очистить свою совесть от грехов Таинством Покаяния, то нам надо­бно: иметь твердую веру и надежду на Иисуса Христа; иметь сокрушение и болезнование о том, что мы прогневали Бога: простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды, ка­кие они нам сделали; без всякой утайки, чисто и откровенно, объявить грехи свои пред ду­ховником; положить твердое намерение вперед жить как можно осторожнее (свт. Иннокентий, митрополит Московский).

Если случится кому-либо из богобоязнен­ных людей отойти ко сну, не раскаявшись в том грехе или в тех грехах, которые содеяны днем и мучат душу, то мучение это будет со­провождать человека целую ночь дотоле, пока сердечно не покается в грехе и не омоет своего сердца слезами (св. Иоанн Кронштадтский).

Тот, кто совсем не имеет намерения переме­нить жизнь свою, тот, кто не хочет оставить ни одного греха, тот лучше не приступай к испо­веди. Это я говорю здесь, пред лицом Бога; тот, кто нисколько не думает об исправлении себя, тот напрасно исповедуется, напрасно трудится, потому что духовник, хотя и скажет: «Прощаю и разрешаю», — но Дух Святый не простит и не разрешит. Слышите, братия, Церковь пове­левает после исповеди жить как можно осто­рожнее и не возвращаться на прежнюю гре­ховную жизнь, но начать новую и святую. Итак, братия моя, прошу вас, ради Бога, ради спасения вашего, имейте намерение и поста­райтесь переменить жизнь свою (свт. Инно­кентий, митрополит Московский).

Человек и с самыми малыми и обыкновен­ными грехами может погибнуть навеки, если он не будет об них заботиться, сожалеть и оп­лакивать, и если вовремя не покается. А на­против, и самый великий злодей может полу­чить Царствие Небесное, если принесет истин­ное покаяние и, сознавая себя виновным пред Богом, предаст себя в полную волю Божию, и что еще? Даже скорее можно погибнуть и не получить Царствия Небесного с малыми гре­хами, потому что совесть наша, уже привык­нув к ним, нисколько не напоминает нам об них; и оттого мы думаем, что мы, если не без­грешнее других, то, по крайней мере, не имеем больших грехов, — и потому и не заботимся о себе; а, между тем, душа мало-помалу утверж­дается в том грехе, сердце грубеет и каменеет, и мы неприметно удаляемся от Бога и крепки­ми узами привязываемся к миру, с которым и погибаем, если не очувствуемся.

Мы невольными грехами назовем те, кото­рые делаются или по необходимости, или по обстоятельствам, или по званию, или даже по слабости, а вольными грехами мы назовем те, которые делаются не по слабости челове­ческой, не по нужде, но единственно по худой привычке и по прихоти. Например, обсудить ближнего есть грех вольный и грех тяжкий, потому что, кто и что принуждает нас пере­суживать других, неужели какая-нибудь край­ность? Например, если бедный и украдет что-нибудь, он, конечно, грешит, но он это сделал, может быть, по необходимости; но что за край­ность, что за необходимость осуждать и судить о пороках других? Очень забавно слышать, как кто-нибудь, осуждая ближнего и вдоль, и по­перек, приговаривает: «Я не в осуждение его говорю», — как будто таковая оговорка избавит его от греха… Если хочешь говорить о ближ­нем, то говори о нем с хорошей стороны.

Как готовиться к исповеди? Мы обыкновен­но живем в такой суете, что нам бывает очень трудно сосредоточиться на своем внутреннем душевном состоянии и сильно почувствовать свою греховность. Чтобы помочь нам в этом, Церковь установила пред исповедью говение. Что читать в дни говения? Свт. Феофана За­творника «Мысли о покаянии», св. Ефрема Сирина и др. Почаще следует молиться сло­вами царя Давида: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене…».

Самоосуждение — вот первое и главное, с чем мы должны прийти на исповедь… Люди невни­мательные, не придающие исповеди серьезно­го значения, «отбывающие» ее легкомысленно, так и приходят на исповедь, не зная, в чем каяться. И когда духовник обратится к ним с вопросом, желая помочь им раскаяться, в чем они чувствуют себя грешными, — они обык­новенно отвечают: «Особенно ничем. Грешен, как и все люди, делом, словом и помышлени­ем». Ответ этот совершенно недостаточен. Он показывает, что такие исповедники полени­лись поглубже вникнуть в себя, а потому и не заметили в себе ничего особенного.

В тот день, в который я не плачу о себе, считаю себя находящимся в самообольщении (иеросхимонах Афанасий Свенский).

Если совесть ускоряет в чем, не падай духом и не предавайся отчаянию. Поспеши лучше восстановить ее покой, удовлетворив ее требо­ваниям подобно Закхею. Завершать же и на­чинать такое доброе дело лучше от Господа, в Таинстве Покаяния, через уста духовного отца твоего (свт. Феофан Затворник).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *