Неравенство состояний

Один из самых жгучих вопросов наше­го времени — вопрос о неравенстве состоя­ний: зачем один богат, другой беден? Один живет в роскоши и изобилии, другой в бедности и нужде?

Бог сотворил всех нас для блага и бла­женства. Это грехи наши внесли беспоря­док и неурядицу в жизнь. От греха мы ле­нимся, небрежем об образовании, делаем разные ошибки в жизни. От греха быва­ют пожары, наводнения, тяжкие болез­ни, смерть ранняя и поздняя, все эти причины, производящие лишения, стра­дания и бедность. Поэтому бедность до тех пор будет, пока будет грех на земле. Господь Иисус Христос сказал: Нищих всегда имеете с собою (Ин. 12, 8).

Предположим, что наконец сбудутся мечты врагов общего порядка: в один день все, чем владеют люди, — земли, до­ма, деньги, драгоценности, — будет раз­делено между всеми поровну; на другой же день явится разница: один сбережет, другой растратит, один соберет, другой потеряет, и опять будет неравенство в со­стоянии и опять бедность.

Есть ли же теперь какое-ни будь сред­ство помочь горю, как-либо облегчить это бедствие в жизни?

Есть — смирение!

Богатый, смиряйся пред Богом! По­мни, что ты всем Ему обязан. Родился в богатой семье — чем ты это заслужил? Получаешь успех в своем деле — но разве другой менее тебя трудится? Дом твой — полная чаша; да разве это вечное твое до­стояние? Придет час, когда все эти блага потеряют для тебя всякую цену и только увеличат тяжесть твоей ответственности. Притча о богаче и Лазаре представляет пример, как легко при богатстве загубить свою душу. А как легко было бы для бо­гатого сделать добро лежавшему у ворот его Лазарю! Как недалеко от него было средство доброй милостыней стяжать се­бе ходатая и заступника пред Богом!

И бедный смиряйся пред Богом.

При­поминай свои грехи вольные и неволь­ные и старайся, чтобы не страдать на­прасно, а с пользой для своей души, для очищения грехов. Может быть, и у бедно­го Лазаря были на душе грехи. Кто свобо­ден от них? И он сумел очистить их, сми­рился душою, не предался ропоту. Не было у него того желчного раздражения, которое в некоторых бедняках возбужда­ет вид роскоши богатых. Как скромны были его желания! Хотел напитаться крошками, падающими со стола, в чем не отказывают люди домашним животным; но и тех, как видно, ему не давали. Жи­вотные оказались к нему жалостливее людей.

Если бы богачи имели поболее страха Господня и не пользовались бы с таким самоугождением своими средствами, а бедняки более имели терпения и благода­рения, если бы тех и других связывала искренняя и нелицемерная любовь меж­ду собою, сколько бы горя убавилось на этой грешной земле!

По здешним понятиям, хорошо бога­чам, худо бедным.

Но небожителям едва ли это самое кажется не наоборот. В бо­гатстве, может быть, они видят более опасностей для вечной жизни, пред кото­рой настоящая — не более, как одно мгновение.

Трудно в бедности удержаться от зави­сти, от лжи, от человекоугодия и других пороков, свойственных мрачной, бедной обстановке, но бедность смиряет, сдру­жает человека с храмом Божиим, с мо­литвой.

Богатому некому завидовать, не для чего лгать, нет нужды пред кем-либо пре­клоняться; но среди полной обеспеченно­сти, при этом раболепстве слуг, при этих угодливых речах друзей и собеседников, когда каждый опасается сказать ему сло­во правды, при этом неугомонном шуме житейской суеты легко забыться, воз­мечтать о себе, усвоить безмерную обид­чивость и заносчивость, охладеть и еще в этой жизни омертветь душой, что и ви­дим часто.

Все мы, и богатые и бедные, одинаково нуждаемся в помощи Божией и должны молиться:

«Имиже веси путями, Госпо­ди, спаси нас!».

Прот. П. Смирнов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *