Святой Иоан Кронштатский о грехах

Если покаянием хотим угодить Господу и спасти душу свою, достигнуть свободы от гре­хов и страстей, — то должны каяться из глуби­ны души, обстоятельно, всесторонне, твердо, охотно, потому что во глубине ее гнездятся и коренятся все грехи наши: самолюбие, плото­угодие, сластолюбие, чревоугодие, объядение, леность, саможаление, гордость, самомнение, кичение, уничижение других, зависть, непри­язнь, ненависть, злоба, ехидство, похоть, блуд, нечистота, своенравие, самочиние, непослуша­ние, неповиновение, грубость, дерзость, суро­вость, строптивость нрава, сомнение, неверие, маловерие, безразличность в вере, неблаго­дарность, корыстолюбие, жестокосердие, ску­пость, жадность, алчность, ябеда, лживость, лукавство, клевета, лжесвидетельство, божба, клятвопреступление, лицемерие, лицеприя­тие, мздоимство, придирчивость, притеснение, лихоимство, татьба, похищение, присвоение чужого, злоупотребление, потворство грехам и поблажкам, попущение, суетное препро­вождение времени, игры, пустословие, празд­нословие, сквернословие, роскошь, мотовство, недоброжелательство, зложелательство, зло­радство, злопамятство, холодность, нерадение, небрежность в молитве и других делах, неува­жение к старости, неподчинение родителям и начальству, вероломство и неверность, непосто­янство в добродетели, легкомыслие, суетность, тщеславие, боязливость, уныние, малодушие, безнадежность и отчаяние, гнев, раздражение, дерзость рукою или биением по лицу и другим членам; страсть к чтению пустых или соблаз­нительных книг, нерадение к чтению Святого Евангелия и вообще книг духовйого, религи­озного содержания, придумывание извине ний своим грехам и самооправдания вместо самоосуждения и самообличения; страстные

лобзания или поцелуи, страстные осязания ласкательство, ощущения, недобросовестное исполнение служебных обязанностей, небрежность и торопливость, неисполнение присяги, казнокрадство или похищение казенной собственности;  поджигательство,  подстрекательство на злое убийство, истребление зачатою плода в утробе, отравление, призор очей и порча ближнего, проклятие на ближнего, руга­тельства, совращение в секты и расколы, рас­пространение ложных и хульных мнений или учений;  суеверие,  стологадания,  спиритизм или разговор с духами, гипнотизм или усып­ление и разговаривайте с усыпленным, иногда с целью выведать от него какую-нибудь тайну.

Постоянным самоосуждением и самоуко­рением усиливается сознание и ощущение гре­ховности.

Надлежит нам всегда осуждать и укорять себя, чтобы вольным самоосуждением загла­дить невольные грехи; а если не так, то при ис­ходе из сего мира мы претерпим за них лютое истязание.

Нет у тебя слез? Не отчаивайся, но вздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы есть дар Божий; мало-помалу воздыханием ты испро­сишь у Бога слезы, ибо написано: ищай обре­тает (Лк. XI, 10).

Оттого угнетают нас жестоко враги наши (демоны), чтобы мы не познали с должною подробности»? и точностью немощей и грехов наших, не приобрели плача о грехах.

Дыхание христианина должно состоять из покаянных воздыханий, и когда нет их, это значит, что он задохнулся (свт. Феофан За­творник).

Исповедание помыслов есть основание ис­тинного покаяния и грехов прощение.

Спрошен был великий старец: «Если кто во грехах состареется и по старости уже не смо­жет ни поститься, ни бдеть, ни трудиться для спасения души, ни раздать милостыни, так как у него ничего нет, итак, как может такой спастись?». — И старец отвечал: «Таким же об­разом, как спасся мытарь, как и Давид сказал: смирился, и спасе мя Господь (Пс. СХIV, 5), т.е. покаянием и смирением. Сим путем может спастись бедный и больной, и престарелый, грубый и невежда».

Многие христиане, воздерживаясь от греха словом и делом, согрешают мысленно и не зна­ют, что через сие наносят душе своей великий вред (впадая в тщеславие, самомнение, возно­шение и др.).

Чтобы узнать свою греховность, надо еже­дневно рассматривать свою совесть в зерка­ле Закона Божия и обращаться с молитвою к Святому Духу о просвещении.

Бог и великие грехи прощает человеку про­тив Него Самого, но согрешения против ближ­них не прощает, если с ним не умиротвориться и не удовлетворить его как следует.

Бойся греховных привычек более, чем врагов.

Искать в себе безгрешия и полагать в том надежду спасения — пагубное обольщение, ко­торое хуже грехопадений с покаянием (старец Макарий Оптинский).

Если любишь покаяние, возлюби и молча­ние, уединение, ибо вне их покаяние не до­стигнет совершенства.

Если же пост не украсится плодом покая­ния, то и постный подвиг останется напрас­ным. Этого мало, он принесет нам вред, уси­лив в нас самомнение и самоуверенность (свт. Игнатий Брянчанинов).

Не открывай помыслов твоих пред всеми, чтобы это не послужило причиною преткнове­ния для ближнего твоего, но только тем, кото­рые могут спасти душу твою.

За одно приветствие душа чувствует в себе добрую перемену; и напротив, за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия.

Тогда скорее кайся, чтобы возвратился мир Бо­жий в душу твою.

Если когда забудешься и не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку (преп. Силуан Афонский).

Не вынуждай течения слез о грехах и не слишком домогайся внешнего плача. Эти слезы не будут спасительны: развлекая дух моляще­гося, они ослабят его… Истинный дар слез — плод свободного, внутреннего, благодатного движения духа («Луг Духовный»)… Берегись, чтобы не изгнать тебе через лакомство твое со­крушение сердечное.

Мудрый христианин получает пользу и тог­да, когда его обличают в худых делах, ибо он понуждает себя к покаянию.

Ничто столько не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешни­ков (свт. Иоанн Златоуст).

Заботься о покаянии и смирении, а на ис­правность не заглядывайся и не гордись ею, если она и будет, — это Божий дар, не твоя заслуга. Благодари Господа за этот дар, но се­бе не приписывай, и помни: нам принадлежат только грехи да покаяния вздохи; согрешая, умножим покаяние и смирение, — и Господь оправдает нас, как мытаря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *