Утешение страждущих в болезни

Болезнь не без Промысла бывает Бо­жия и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас.

Утешайся же тем, что болезнь твоя есть для тебя отече­ское Божие наказание, которым поража­ется тело твое, чтобы душа твоя получи­ла здравие и спасение. Итак, по тебе бо­лезнь твоя, а не против тебя, хотя плоти твоей и прискорбна, ибо всякое наказа­ние для плоти горестно, но душе полезно. Посему если с благодарением терпишь болезнь твою, то она обратится тебе во благо.

Многие святые были в недугах и бо­лезнях.

Иов от главы до ног язвой пора­жен был и страдал (см. Иов. 2, 7 и 8). Свя­той апостол Тимофей частые недуги имел (см. 1 Тим. 5, 23). Лазарь покрыт был струпьями, но по смерти отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (см. Лк. 16, 20 и 22). Также читаем но в церковной исто­рии, что многие благочестивые различ­ными болезнями страдали. Терпи же и ты с благодарением болезнь, чтобы с ни­ми в будущем веке тебе иметь участие.

Болезнь хотя тело и расслабляет, но укрепляет душу

Тело умерщвляет, но душу животворит; внешнего человека растлевает, но внутреннего обновляет. Аще и внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 16). Как же обновляется? На­учается смирению, терпению, памяти смертной и через нее усердному покая­нию, молитве, презрению мира и суеты мирской. Кто захочет в болезни гордить­ся? Кто, видя через болезнь приближаю­щуюся кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет гре­шить, видя наступающий страх суда Божия? Когда усерднее человек молится, как не в болезни? Болезнь есть горькое, но здравое лекарство. Как соль от мяса и рыбы отвращает гнилость и не допускает зарождаться в них червям, так всякая бо­лезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не допускает зарож­даться в нас страстям как червям душев­ным. Истину сию всякий и на себе дозна­ет, и на других видит. Итак, ты видишь, что болезнь, хотя и мучит плоть твою, но дух твой спасает.

Вспомни, сколь многие, наслаждаясь в жизни совершенным здоровьем, раз­вратились и погибли.

Милосердный Бог через болезнь не допускает тебя до это­го и хочет спасти, когда с благодарно­стью перенесешь ее. Терпи же и благода­ри Бога, Который ищет спасения твоего.

Смерть заключит страдание твое: хотя и через всю жизнь болезнь твоя про­должится, однако ж кончится смертью. Ибо всякому бедствию нашему конец есть смерть. Утешай себя в болезни своей тем, что она кончится и ты переселишься к вечному блаженству, где забудешь вся­кое злострадание. Мало потерпишь, но вечно будешь утешаться, если потер­пишь с благодарением. Всякое и долго­временное страдание нынешнее не есть ли одно мгновение в сравнении с вечно­стью? Ибо и все время от создания мира до конца не иное что есть, как минута против вечности: кольми паче жизнь и век каждого человека. Страшно вечное страдание, как лютое и бесконечное; но временное не страшно, ибо оно кратко и с прохлаждением бывает: нет здесь ника­кого страдания, в котором бы Бог не по­дал какого-либо утешения. Ибо знает Он немощь нашу, потому и не попускает нам искуситися паче силы нашей (см. 1 Кор. 10,13). Прими же в рассуждение время и вечность, временное страдание и вечное утешение, и болезнь твоя облегчится. Ибо ничто так не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получе­ния вечного утешения. Вот скоро будет конец всему; будет конец и утешению временному, и временному страданию; и настанет или наслаждение блаженством, или страдание вечное. Смерть для всяко­го есть дверь к вечности или блаженной, или злополучной; и сегодня она уже бли­же к тебе, нежели вчера и третьего дня была. А как скоро придет, то и положит конец страданию твоему, и ты от времен­ного страдания перейдешь к вечному ус­покоению.

Послушай наконец, что святой Злато­уст о благодарном в болезни терпении го­ворит: «Нет ничего языка онаго святей- ше, иже в злых благодарит Бога — воис­тину от мучеников ничем не разнствует: тако и сей, якоже они, венчается. Ибо и сему предстоит диавол, мучительными помыслы удручая, печальми помрачая. Аще убо кто терпит болезни и благода­рит, мученический венец приемлет. И так рассудив о сем златом учении святи­теля Христова, потерпи, и ты со святыми Божиими будешь наслаждаться в Царст­вии Небесном (см. Пс. 26, 4).

Сет. Тихон Задонский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *