Что такое покаяние?

Это есть «охаивание» (поругание) себя, са­мая строгая и придирчивая самокритика и са­мооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей, не только явных, но и тайных, нико­му неведомых и незнаемых.

Покаяться — зна­чит «охаять» себя так, как мог бы охаять нас самый закоренелый и самый безпощадный враг наш, всю нашу «подноготную» вынести на свет Божий, все, о чем даже страшно и гла­голати… Если трудно покаяться, то еще труд­нее «принести достойные плоды покаяния» Это потребует еще большего напряжения воли и мужества.

Ведь что значит принести эти пло­ды? — Это значит, что нужно сделаться совсем другим человеком, чем был ранее, а именно:

  • из блудника и прелюбодея — целомудренным;
  • из пьяницы — трезвенником;
  • из чревоугодника, лакомки и сластолюбца — воздержанным пос­тником;
  • из скупца и сребролюбца — щедрым и безсеребренником;
  • из лентяя — трудолюбцем;
  • из завистливого и недоброжелательного — доб­рожелательным и добрым;
  • из непослушливо­го — послушливым;
  • из ропотника — благодар­ным Богу за все;
  • из малодушного — мужест­венным;
  • из злого — благостным и добрым, из болтуна — молчаливым;
  • из злорадного — добро-радостным;
  • из лжеца — твердым и верным в своем слове;
  • из злопамятного — молящим­ся о врагах и недоброжелателях своих;
  • из са­момнительного — думающим о себе, как о последнем из верующих и первом из грешни­ков;
  • из без печного — заботящимся более всего о спасении своем;
  • из любящего удобства — в смиряющего себя добровольной суровостью жизни и добровольными лишениями;
  • из рас­сеянного — в уединенника и хранящего, вни­мание;
  • из читателя пустых книг — в читателя Слова Божия;
  • из срамословника и плясуна — в любящего церковное пение и частые поклоны;
  • из гневливого и раздражительного — в крот­кого и беззлобного;
  • из ненавистника — в ко всем приязненного;
  • из бранчливого — в миро­любивого;
  • из самолюбивого — в нежалеющего себя ради Бога и Царствия Небесного;
  • из иг­рока в карты, в шашки, в шахматы, в футбол и другие игры — в дорожащего каждою минутой для спасения души;
  • из нелюбителя посещать храм Божий в усердного молитвенника в нем,
  • из смехотворника в любителя плакать о грехах своих;
  • из щеголя — в простеца в одежде, обуви и прическе;
  • из любителя друзей-миро­любцев— в избегающего общества людей за­зорных;
  • из нежащегося на мягкой постели и изобретающего всякого рода упокоения плоти своей — во врага покоя своей плоти.

Вопрос. На исповеди иногда от стыда тихо выговаривала грехи…

Ответ. Поэтому и не получала уврачевания в них после исповеди.
Настоящая исповедь должна быть своя, а не так, чтобы списать по книге и прочитать ее.
Избирай строгого духовника, не ласкате­ля, от ласкателя удаляйся: помимо ласкания он принесет тебе вред и тем, что усыпит твою совесть и многопогрешительное объявит не­винным.

Нельзя перед отцом духовным исповедаться в одних грехах, а перед другим священником (из-за стыда) — в других; такая исповедь быва­ет недействительна.

Печаль о грехах чрезмерная оскорбляет Духа Божия. Есть и греховное сокрушение о своих грехах. Когда ты занят более своими грехами, нежели Богом, тогда ты грешишь.

Господь строго взыщет, если ты не восполь­зуешься даром Его для своего спасения.
Грешим мы постоянно, а каемся один-четы-ре раза в год, да и то не все. Грешить любим, а сознаваться в грехах стыдимся; грешим с удо­вольствием, а каемся с принуждением; грешим много, а придем к исповеди, — так и не вспом­ним даже, чем грешны. Грехов у нас великое бремя, а слез для смытия их нет.

Если ты как человек в чем согрешил, — иди скоро, не медля, к духовнику, очисти совесть свою исповедью, а не дожидайся обычного времени поста для исповеди, как это делают по неразумию многие. Вот тебе пример: если ты белье запачкал, тотчас переменяешь его и стараешься вымыть, а ведь душа твоя намного дороже белья, и ты оставляешь ее в небреже­нии загрязненную до поста и нимало не забо­тишься о ней.

Покаяние требует, чтобы человек стал доб­рым примером для других.
Не станем отчаиваться и не будем безпечны. У многих покаяние только на языке: плачут, а доброго ничего не делают — жадны к деньгам, предаются гневу, говорят о ближнем более зла, чем добра (свт. Иоанн Златоуст).

Покаяние помощь в немощи нашей, а от­нюдь не потачка греху. Дар Божий не должно употреблять во зло, но осторожно и бережно, благодарно обращаться с ним.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *