Утешение больным

Болезни гораздо меньше в сравнении с великостью наших беззаконий, и мы гораздо больших мучений и страданий достойны были. Господь подлинно, как говорит царь-пророк, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102, 10).

Иисус Христос, Спаситель наш, несказанно продолжительнейшие и мучительнейшие претерпел страдания.

Державный пророк, предвидя духом страдания Спасителя, говорит от лица Его следующее:

Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей. Вси видящии Мя поругаша ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его… Обыдоша Мя пси мнози, сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нозе Мои, исчетоша вся кости Моя… Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21, 7—9, 17—19).

То же предрек о Нем Исайя, как будто бы самовидец бывший страданий Христовых:

И видехом Его (Мессию), говорит он, и не имяше вида, ни доброты:

но вид Его бесчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый и ведый терпети болезнь… Сей грехи наша носит и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язве от Бога и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших. И Той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих (Ис. 53, 2—7). Многих святых болезни и страдания далеко превзошли болезни и страдания наши. Примером тому служат Иов, Давид (сей последний во псалмах 6, 30, 37 и 40 живо и трогательно описывает телесные и душевные свои страдания), нищий Лазарь (см. Лк. 16, 19—21), расслабленный, тридцать восемь лет находившийся в расслаблении (см. Ин. 5, 5), многие бесноватые, слепые, хромые и другие бесчисленные болезнями одержимые каких страданий не претерпели!

Бог возлюбленных и избранных Своих предопределил к тому, чтобы они сообразны были образу Сына Его и в страдании, и в терпении болезней и мучений. Ихже преду веде, говорит апостол Павел, тех и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим. 8, 29).

Неизреченна милость Господня к нам, что мы еще живы, что болезни не восхитили нас доселе из среды живых, что еще продолжаются к нам милости Господни и с каждым днем возобновляются, из коих важнейшая и драгоценнейшая есть вера в Иисуса Христа, Господа нашего. Пророк Иеремия говорит: Милость Господня… яко не погибохом, не скончашася бо щедроты Твоя. Новая во утриих, многа есть вера Твоя. Часть моя Господь… сего ради пожду Его (Плач. 3, 22—24).

Болезни тела суть врачевства для души.

Что лекарство для тела, то телесная болезнь для души. Душа христианина заражается грехом, одержима бывает слабостью веры и любви, а посему Бог между прочими врачевствами благоволит врачевать ее телесными болезнями и немощами. Но как лекарства больному хотя обыкновенно и неприятны, однако же нужны и полезны, так и болезни телесные хотя для нас неприятны, но нужны и полезны.

Болезни от Бога не посылались бы на нас, если бы не нужно было посредством них доводить нас до помышления о причинах болезней, то есть о грехах и беззакониях, о восстании от падения, об искании Врача души Христа Иисуса. А иногда служат они к обузданию плотских вожделений и к прекращению случаев и склонности ко грехам.

Бог не отягчал бы избранных Своих таковой тяжестью, если бы не полезно им было нести ее. Болезнь делает их терпеливыми, готовыми к несению больших тяжестей и укрепленными против постигающих злоключений. Болезненными страданиями научаются они терпеть всякие страдания и бедствия, какие должно сносить за Христа; сверх того, научаются истинно ценить здоровье, как наилучший дар Божий, дорожить им и сколько возможно стараться о сбережении оного.

С христианами то же случается, что было с Иовом и Давидом, которые жесточайшие претерпели болезни и страдания как в телах, так и в душах своих.

Мы не одни бываем больны: другие, лучшие нас, жесточайшими одержимы болезнями, заключены в темницы, терпят ужаснейшие пытки и наказания, а иные каждую минуту терпят мучения, жесточайшие самой смерти.

Справедливо наказуемся болезнями, ибо аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были от Господа (1 Кор. 11, 31).

Как мы сами исправляемся от болезней и побуждаемся к восстанию от грехов и к молитвам, так и с другими то же происходит.

Христос Спаситель избавил нас от болезней адовых.

Спаситель за нас понес неизреченно тяжкие болезни и страдания с тем, дабы страдания наших болезней никакого не причиняли вреда вечному нашему спасению. Сей грехи наша носит, говорит о Нем Исайя, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде и в язве от Бога и во озлоблении (Ис. 53, 4).

Надлежит земной храмине тела нашего мало-помалу болезнями разрушаться, дабы получить создание от Бога… храмину нерукотворену, вечну на небесех (2 Кор. 5, 1).

Временные страдания в болезнях суть ничто в сравнении с радостями, уготованными в вечной жизни любящим Бога и пребывшим твердыми в вере.

Через болезни, как бы в славном училище, научаемся быть способными к наслаждению будущими благами на небесах.

Нет такой болезни, нет такого страдания, от коего бы Бог не мог избавить кого только восхочет. Аще слухом услышиши глас Господа Бога твоего, глаголет Господь Моисею, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповедем Его, и сохраниши вся оправдания Его: всяку болезнь, юже наведох египтяном, не наведу на тя: Аз бо есмь Господь Бог твой исцеляяй тя (Исх. 15, 26). Многи скорби праведным, говорит державный пророк, и от всех их избавит я Господь (Пс. 33, 20). И в других местах: спасение праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби (Пс. 36, 39). Воззваша (праведнии) ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза. (Пс. 106, 13—14). Весть Господь, говорит апостол Петр, благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (2 Пет. 2, 9).

Бог не возложит на нас большей тяжести, нежели какую мы можем понести. Искушение вас не достиже, говорит апостол Павел, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10, 13).

Болезни нам посылаются для открытия через них славы Божией. Ни сей (слепорожденный) согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем (Ин. 9, 3). Сия болезнь (Лазаря) несть к смерти, но о славе Божией, да прославится Сын Божий ея ради (Ин. 11, 4).

Через страдания и мучения подобает нам входить в вечную славу, так как Христос Спаситель предшествовал нам в том Своим примером. Не сия ли подобаше, говорит Сам Спаситель, пострадати Христу и внити в славу Свою? (Лк. 24, 26).

Утешение скорбящих

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *