Факторы формирования одаренности ребенка

Считается целесообразным определить ведущие факторы формирования одаренности ребенка, при наличии которых повышается вероятность проявления неординарных способностей личности. Такими факторами предлагается считать психофизический потенциал личности и благотворное влияние среды. Биологическими предпосылками одаренности являются: задатки, как врожденные анатомо-физиологические особенности человека, обусловливающие развитие способностей (к музыке, рисованию, математике, спорту и т.д.) способности — индивидуальные качества личности, которые проявляются в конкретной деятельности и обеспечивающие успех именно в этой деятельности; склонности — эмоциональное отношение, конкретная избирательная направленность на определенную деятельность, основанная на интересе к этой деятельности, потребности в ее осуществлении, желании выполнять, достигать в нем успеха. Система задатков, склонностей и способностей в комплексе и является важнейшей движущей силой самовыражения личности, которая обеспечивает выполнение ею деятельности на высоком уровне и достижение значительных успехов.

Психологическая характеристика одаренной личности. Следующим шагом в определении наличия у ребенка потенциальной одаренности является организация педагогического наблюдения за его поведением и анализ его действий и поступков, связанных с проблемными ситуациями в жизни. Критериальным принципом этих диагностических процедур, во-первых, может служить общепризнанная структура развитой одаренности. А во-вторых, с помощью метода выборочного анализа научной и художественно-публицистической литературы можно обнаружить общий перечень психологических характеристик, присущих одаренному человеку. Структура развитой одаренности состоит из трех основных подструктур: а) высокой познавательной активности, которая базируется на высоком уровне сенсорных (внимание, восприятие, память) и интеллектуальных (дивергентное и конвергентное мышление, критичность мышления, способность к обобщению и прогнозирования). Итак, то, что ребенок одарен, можно предположить, если его интеллектуальные способности превышают нормальный уровень, к решению проблем и задач он применяет творческий подход, а также у него имеется высокий уровень мотивации достижений. Особое психологическое качество одаренных детей — их способность прогнозировать возможные ситуации, способы решения проблем, внутренне проигрывать ситуации риска и опасности, а также находить возможные выходы из таких ситуаций. Одаренные дети часто являются оригинальными в поведении и общении. Они используют особые способы общения со взрослыми и сверстниками, чувствительные к ситуации общения, проявляют умение общаться не только словесно, но и с помощью невербальных средств (мимики, жестов, интонации и т.д.), легко вступают в контакт со сверстниками, стремятся к лидерству в совместной деятельности.

Одаренные дети чаще своих сверстников выбирают роль взрослого в творческих играх, соревнуются с другими детьми. Они не избегают ответственности, предъявляют высокие требования к себе, самокритичны; не любят, когда к ним относятся с восторгом, обсуждают их исключительность, талантливость, ведь сами знают себе цену.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *