Не должно требовать чѵдес от Божественного Промысла

Брат мой, не будь из числа тех иудеев и еллинов, о которых апостол Павел го­ворит: Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (1 Кор. 1, 22).

Не будь из числа тех, которые, будучи ослеплены гордостью разума, отказыва­ются верить даже когда видят и отрица­ют чудеса Господа, их окружающие.

Не будь также и в числе тех, которые не хотят верить, если собственными гла­зами не видят чудес, будучи слишком бесчувственны, чтобы довольствоваться зрелищем во всем проявляющегося бла­гого Промысла, и требуют необычайных явлений, думая, что тогда только любит их Господь, когда чудодействует для них.

Потому что первым сказано, что муд­рование плоти противно Господу, что, познав Бога, они не прославили Его как Бога, но заблудились в собственных рас­суждениях и с помраченным сердцем по­грузились во мрак безумия.

Вторым сказано: «Не видя чудес, не имеете вы веры; сей род развращенный ищет только чудес».

Будь, напротив, в числе тех простых и разумных душ, которые, взирая на Господа как на Отца все любящего и все­сильного твердо верят, что Он может по Своему изволению со делать для них чу­деса, но редко прибегают к мольбе об этом по своему смирению и всегда при­бавляют к прошению такое вполне хрис­тианское моление: «Господи! да будет во­ля Твоя

Таковые часто слышат благословен­ный ответ: «Иди, сын Мой, вера твоя спасла тебя

Болящий христианин, которому не помогла наука человечества и который уже не доверяет ей! Побуждаемый дви­жением сердца к испрошению всемогу­щей помощи Господней, берегись вни­мать так называемой мудрости, которая будет употреблять усилия, чтобы откло­нить тебя от упования на помощь свыше. Это все те же маловерные, языческие мудрования греков.

Верь, что Господь силен произвести для тебя чудо. Верь, что это упование внушено тебе здравым и возвышенным разумом. Духовный судит о всем (1 Кор. 2, 15), говорит святой Павел. Итак, рас­судим об этом.

Веруешь ли ты в личность Бога или, другими словами, веришь ли, что Гос­подь есть Существо личное, разумное, любящее, снисходящее к тебе, знающее твои нужды, сострадающее скорбям тво­им и всегда готовое с любовью помочь те­бе? Конечно, ибо если Господь не таков, то нет Господа. А Господь есть.

Веруешь ли, что этот личный Бог со­здал мир и управляет им? Веруешь ли, что все произошло из рук Его и что все Им держится и направляется по Его пре­мудрым законам? Веруешь ли, что Бог, Творец и Зиждитель, вполне свободен в исполнении предначертаний Своих?

Веруешь ли, что Он может допустить нарушение Своих законов, не противоре­ча присущей Ему премудрости, и непо­средственно направлять волю Свою на управление вселенной в Свое прославле­ние?

Веруешь ли, что эта полная и власт­ная независимость принадлежит одному Богу Промыслителю, и что если для лю­дей она немыслима, то для Бога состав­ляет основание премудрого и непрелож­ного всемогущества?

Да! Ты должен всему этому веровать, ибо если бы было не так, то не было бы Бога. А Бог есть.

Достаточно такой веры, христианин, и большего от тебя не требует здравый ра­зум. Таков истинный Бог, и Он, по воз­зрению веры, как и по воззрению филосо­фии, может производить чудеса, а если может, то и совершает их, ибо нет у Бога бездействующего могущества.

Так говорит разум.

Затем раскройте Евангелие. В нем все указывает на этого Господа, низшедшего в образе человече­ском навстречу нашим скорбям, исцеля­ющего недуги наши, врачующего наши раны, изгоняющего из сердец наших со­мнения, слабость, уныние и даже начи­нающееся господство смерти. То, что зрел Иерусалим очами своими, видела и ощущала вся земля. На всех известных берегах раздавались клики благоговения и признательности верующих, которыми в продолжение трех лет оглашалось при­брежье Геннисаретского озера. Все стра­дания человеческие, облегчаемые благо­датным всемогуществом Божиим, обра­тили сердца людей к Господу, Другу Ла­заря, и вот уже почти две тысячи лет вся­кий верующий страдалец обращается к Иисусу Христу. Последуй, брат мой, се­му великому преданию, засвидетельство­ванному девятнадцатью веками и идуще­му от людей, которые, видя, что помощь ближних оскудевает, обращаются серд­цем к Богу, и знай, что тем, на кого низошло милосердие Господа, явен один толь­ко Победитель: Иисус, Сын Давидов и Сын Божий.

Если страдание становится выше сил твоих, припади вместе с прокаженным, с сотником, с иерихонским слепцом, с рас­слабленным в Вифезде, с Марфою и Мариею к ногам Того, Кто не перестает ис­целять немощи человеческие. Смиряясь прежде всего пред волею Господнею, ис­прашивай всего по сердцу; верь всему, уповай на все, зная, что если глаза и руки тех людей видели и осязали Его чудотворения, то и нашим чувствам они не чуж­ды, и эти чувства свидетельствуют о все­могуществе Спасителя, преизобилующем в прошедшем, настоящем, буду­щем и в вечности.

Когда, побуждаемый глубокою верою и святым упованием, ты испрашиваешь, брат мой, чуда от Господа Всемогущего, то прибегай к этому с смиренною покор­ностью, всегда повторяя, как заповедал нам и как примером научил нас Иисус: «Отче! да совершится воля Твоя! Отче! да будет не якоже я хочу, но якоже Ты!»

Ибо высокомерное неверие еллинов того времени оскорбляет всемогущест­во Божие, а самоуверенное требование иудеев оскорбляет Божию премудрость.

Что сказать, брат мой, о тех неосмысленных людях, которые, требуя от Гос­пода чудес, предлагают веру свою как возмездие за получаемое благодеяние, негодуют и соблазняются, если моления их не услышаны, и даже готовы предать­ся сомнению и дерзкому ропоту?

Души слабые, даже более слабые по разуму, чем по вере, и недостойные но­сить славное имя души христианской!

Души невежественные и гордые, осме­ливающиеся судить дела Божии!

Почему сомневаются они в Божествен­ном Промысле? Потому, что Промысл Господа не расстроил по их желанию по­рядок вселенной. О высокомерие!

Почему сомневаются они в любви Гос­пода? Потому что Господь не ниспосыла­ет им по их желанию дара, который мог бы повести их к неминуемой погибели. О слепая неблагодарность!

Нет тебе извинения, душа, побежден­ная плотью, и с трепетом повторяю я пред тобою слова Господа: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и зна­мение не дастся ему (Мф. 12, 39). Лука­вый, ибо пренебрегает славой Господней и домогается только собственной выгоды в чудотворении; прелюбодейный, ибо уподобляется легкомысленной жене, при малейшем замедлении супруга готовой броситься в объятия постороннего человека.

Что бы было, если бы так унижалось поклонение святому провидению, если бы вера христиан омрачалась такою тще­славною самоуверенностью, если бы она только по личному расчету испрашивала у Господа ниспровержения чудного бла­гоустройства мироздания и приходила бы в негодование и роптала, когда бы не­разумные требования ее не исполнялись! Такой вере можно было бы предпочесть мудрость стоиков. Марк Аврелий и Эпиктет, относившиеся почтительно к таин­ствам Божественного управления, были бы просвещеннее нас.

Но кто же поддастся столь нечестиво­му неверию? Кто захочет приравнять святое упование веры и простоту смире­ния христианской молитвы с дерзкою требовательностью и язвительным него­дованием суеверов?

Горе нам, если, злоупотребляя неис­черпаемым милосердием Божиим, мы станем не в меру требовательны, отно­сясь к сострадательному и величествен­ному милосердию Божию подобно тому, как заимодавец требует уплаты от долж­ника! Горе нам, если, ощущая постоянно близ нас благость Господню, мы утратим к ней должное почитание!

Брат, возвратимся к истине. Высоко и неопровержимо верование, что Бог уп­равляет вселенной при посредстве самых несложных и обыкновенных законов.

Эта непреложность общих законов и составляет высшую славу провидения; без нее мы бы не познали Божественной премудрости, и самая крайняя осторож­ность и предусмотрительность между людьми оставались бы пустыми словами. Без нее вселенная была бы царством слу­чая.

Эта непреложность законов есть такое осязательное доказательство премудро­сти Божией, что блаженный Августин не колеблется сказать, что она для него со­ставляет свидетельство более порази­тельное, нежели самые чудеса, и что чу­деса даруются человеку единственно для того, чтобы возбуждать его внимание, как бы дремлющее и утомленное непре­рывным созерцанием мирового благоуст­ройства.

Итак, надобно чтить постоянное бла­гоустройство вселенной и поклоняться действительно присутствующей в ней Божественной мудрости. Даже если бы эта стройность не согласовалась с на­шими видами, а неизменность законов требовала от нас временных жертв, то и тогда надо любить их, так как чрез них прославляется Бог.

Немудрено относиться почтительно к стройному порядку, установленному провидением, когда все в нем удовлетво­ряет нашим вожделениям. Для большей части людей изо всех миров предпочтите­лен тот, в котором они наслаждаются счастьем, где удовлетворены их страсти и дана пища их честолюбию, где они могут пресытиться удовольствиями и почестя­ми. Но воздаяние благодарности от таких людей, как себя только любящих, непри­ятно Господу.

Праведник, испытуемый многими скорбями, не престает преклоняться пред мудростью Промысла Божия в управле­нии миром и не просит чудес, которых считает себя недостойным, не ропщет, ес­ли ожидаемое чудо не совершилось; его хвала Господу исходит из чистого сердца, и прославление Божие, исходящее из уст его, есть святая молитва.

Такой христианин, твердый в упова­нии и преисполненный смирением, не разделяет легкомысленных восторгов оп­тимистов, которые находят, что нет ни­чего лучше земного шара. Он знает, что мир после грехопадения уже не тот, кото­рый был при его создании; но ему извест­но также, что со времени пришествия Иисуса Христа мир перестал быть и таким, каким он был, когда грех привел его в расстройство. Он знает, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8, 28) и что если нельзя совершенно примириться с испытаниями и страданиями, то можно принять и даже возлюбить их, видя в них волю Божию, которая их допустила, и не забывая любовь Божию, которая освяща­ет испытания и вознаграждает за них.

Брат мой, желаю тебе быть таким хрис­тианином.

Если, побуждаемый упованием, ты просил у Господа чрезвычайной помощи, то, получив ее, принеси Ему благодаре­ние и, не присваивая себе даже малей­шей части принадлежащей Господу сла­вы, иди и провозглашай Его славу. Если же молитва твоя как будто не услышана, то немедленно облекись в броню терпе­ния, преисполнись твердой и смиренной любви и преклонись в тишине и безмол­вии пред мудростью Творца. Отец твой лучше тебя знает, что тебе потребно.

Верь непоколебимо, что Господь мо­жет во всякое время совершить величай­шие чудеса, но не испытывай легкомыс­ленно Его всемогущества; верь и люби одинаково как в продолжение испыта­ния, так и в то время, когда благодеяние тебе оказано. Будь чтителем Господа в духе и истине, чтобы, когда настанет обе­тованный день, ты удостоился лицезреть во славе Того, Кого ты ожидал, не ослабе­вая в терпении и не усиливаясь проник­нуть в тайны Господни. Блаженны, невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

День больных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *