Учение святых отцов о добродетели милосердия к больным

«Мы должны, — говорит святитель Григорий Богослов, — не столько радоваться благополучному состоянию нашего тела, сколько плакать о телесных страданиях братий наших; должны человеколюбие к ним считать единственным залогом нашей безопасности телесной и душевной.

Ты здоров и богат?

Так утешь болящего бедного. Ты не испытал падения? Так подними упавшего и разбившегося… Воздай что-ни-будь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, кои могут оказывать благодеяния, — что не ты смотришь в чужие руки, а другие в твои. Помоги ближнему, доставь пищу, подай одежду, принеси лекарства, перевяжи раны, расспроси о бедственном положении, поговори о терпении; осмелься, подойди. Ты не унизишь себя этим.

Не презри брата твоего, не пробеги мимо него, не гнушайся им как нечистотою, как заразою, как чем-то отвратительным и отверженным. Это твой член, хотя и покривило его несчастие. Тебе оставлен есть нищий (Пс. 9, 35), как Самому Богу, хотя ты и слишком надменно проходишь мимо него. Тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие, хотя и отвращает тебя враг от собственного твоего счастья.

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, и тем ближе, чем с большею отважностью плывет; так и всякий, обложенный телом, близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих пред ним. Доколи плывешь при благоприятном ветре, подавай руку потерпевшему кораблекрушение; доколи наслаждаешься здоровьем и богатством, помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце отверстое терпящему нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою на возносящих выю и пренебрегающих убогих; вразумись чужими бедствиями. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно упадет в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (см. Исх. 23, 4 и 5)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *