Что такое епитимия?

Епитимия — это запрещение (2 Кор. II, 6).

Основание для сего лежит в словах Самого Господа, дающего апостолам благодать вязать и разрешать грехи, отпускать и не отпускать их (Мф. XVIII, 18; Ин. XX, 23).
Отпущение грехов, — говорит Цареградский патриарх Иеремия, — мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам:

  1. во-первых, для того, чтобы через добровольное злострадание здесь грешнику освободиться от невольного, тяжкого наказания там, в другой жизни; ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как страданием добровольным, по­тому св. Григорий говорит: «За слезы воздается человеколюбием»;
  2. во-вторых, для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделе­ния плоти, которые порождают грех, ибо мы знаем, что противное врачуется противным;
  3. В третьих, для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, приучала ее к трудам и терпению;
  4. в-четвертых, для того, чтобы нам видеть и знать: совершенно ли кающийся возненавидел грех? Но того, кто собирается уже отходить от мира, мы от всего этого освобождаем и отпускаем ему грехи, довольствуясь одною искренностью его раскаяния и чистосердечием обращения.

Относительно наложения епитимий на тяж­кого грешника у Кирика предписывается: не налагать на него тотчас же должной епитимий, но сначала что-либо малое, и когда обучится, то постепенно прибавлять ему, но не отягчать вдруг.

В чем состоит епитимия?

— Епитимия глав­ным образом состоит в том, что заповедал Христос словами: Иди и (отселе) ктому не со­грешай (Ин. VIII, 11). Но при этом надлежит еще творить поклоны, молитвы, милостыню, пост в продолжении времени, указанного свя­щенником. Образцом епитимий служит епитимья Закхея, который, через что согрешил, через то и покаялся.

Епитимия не есть Божественное отмщение за грех, а лишь духовная диета для больной совести.

Епитимий таковы:

  • молитвы,
  • посты,
  • посеще­ния больных,
  • путешествия по святым местам,
  • коленопреклонения,
  • пожертвования на храм.

Все наставления:

  • увещевания,
  • убеждения,

епитимий имеют целью примирить грешни­ка с Богом.

Хотя прежние грехи нам при Таинстве Ис­поведи и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, т.е. потерпеть болезни, скорби, немощи и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов (преп. Амвро­сий Оптинский).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *