Сострадание к больным и убогим в древней Руси.

Есть семейства, которые не только не тяготятся убогими, а окружают их всевозможными попечениями, почитая присутствие их в своей среде залогом благословения Божия. В старину даже цари наши не гнушались убогими, как братией Христовой, и в обращении с ними показывали поразительное смирение. Это, например, известно о царе Алексее Михайловиче. Этот благочестивый царь, лично показывая антиохийскому патриарху Макарию благоустроенный его царскими щедротами Саввин-Сторожевский монастырь, привел патриарха к параличным и больным братиям обители. Описавший это событие один из спутников патриарха говорит по сему случаю: «Некоторые из нас, едва вошли в их жилище, не могли вытерпеть чрезвычайно испорченного воздуха и не могли вынести зрелища этих недвижимых страдальцев. Но царь ни на что не обращал внимания, занятый желанием, чтобы патриарх помолился об их исцелении. По мере того как патриарх благословлял каждого особо, царь подходил и целовал каждого в голову, в уста и руки — всех от первого до последнего. И было чудно видеть столько святости и смирения, хотя мы о том только думали, как бы поскорее выбраться из этого места. Но этим царь еще не удовлетворился; он повел патриарха в келию, где находился больной монах, лет восемь лишившийся употребления ног; его снимали с одра и возили в санках; он постоянно молился, чтобы смерть прекратила его страдания. Патриарх, по предложению царя, прочитал несколько молитв над болящим, преподал ему благословение и наставление. После того царь приблизился к страдальцу и, как у прочих, поцеловал у него голову, уста и руки». «Выходя отсюда, — заключает описатель происшествия, — мы едва верили своему счастью — счастью избавиться от этого убийственного воздуха».

Очерки христианской жизни

***

Некоторые подвижники русских монастырей к трудам благотворительным присоединяли врачевание от болезней.

Так, святитель Варсонофий, епископ Тверской (память 11 апреля), когда был еще игуменом одного казанского монастыря, лечил всех приходящих к нему от болезней. Это привлекало к нему множество татар. Кротостью, терпением и бескорыстием в деле врачевания он располагал к себе их сердца, а затем обращал в христианство.

В обители Киево-Печерской еще при жизни святого Антония прославился святой Агапит, прозванный безмездным врачом (память 1 июня). Он лечил всю братию монастыря и никуда, даже по просьбе князя, не выходил из обители, но к нему приносили многих больных из окрестностей, и он всем подавал скорую помощь. Он лечил больных травами, которые варил себе в пищу, и это простое средство, соединенное с молитвой святого целителя, возвращало силы и здоровье уже совсем умиравшим. Святой Агапит исцелил, между прочим, известного князя Владимира Мономаха, послав ему в Чернигов свои целебные травы. Искусством врачевания святой Агапит превзошел знаменитого в Киеве врача-армянина, и тот, пораженный помощью свыше, которая видимо была с Агапитом, крестился и принял иночество в Печерском монастыре.

Киево-Печерский патерик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *