И жизнь и смерть — в руках Божиих

Доброе слово тому, кто боится губительной заразы.

Страшно умирать грешнику, друзья мои, ибо сказано: «смерть грешников люта» (Пс. 33, 22), а из нас кто похвалится чисто имети сердце? (Притч. 20, 9). Вот почему каждый раз, когда слышишь о губительной болезни (холере, например), которая опустошает где-нибудь целые города и селения, то невольно со страхом помышляешь: а что если Бог повелит ангелу смерти обратить свой меч и на наши грады и веси, чтобы наказать нас за грехи наши тяжкие?.. Ведь страшно — вдруг, в один час, без всякого приготовления, увидеть себя в другом мире, за гробом, вдруг предстать на суд нелицеприятного Судии! И сердце болезненно томится при одной такой мысли, и в душу западает уныние и тоска… Понятно, возлюбленные, это чувство страха ввиду угрожающей смерти, но малодушно падать духом и унывать нам, верующим, положительно грешно! Подумайте: разве не нам сказал Христос Спаситель: «и влас главы вашея не погибнет» без воли Отца Небесного» (Лк. 21, 18)? Притом разве это не великая милость Божия, что болезнь еще издалека дает нам знать о себе, как будто предупреждая нас: кайтесь, молитесь, грядет гнев Божий на нераскаянных, спешите покаянием отвратить карающую руку Божию, а если кому судил Бог умереть от той губительной болезни, то приготовьте себя к исходу из сей временной жизни! Бог милосерд; Он Сам сказал: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11). Хорошо говорит о сем в Бозе почивший оптинский старец отец Макарий в одном из своих писем к духовным детям:

«Жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией, и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность. С таким крепким упованием христианским и верою не надобно иметь страха. Страх причиняет большой вред: тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается. Заразительные болезни попускаются для обращения нашего к Богу, дабы, видя людей, внезапно похищаемых смертью, каждый из нас, входя в свою совесть и испытывая погрешения в чем-либо, обращался к Богу с покаянием. Мы видим в Священном Писании примеры сего. Ниневитянам пророк Иона проповедовал: Три дни, и Ниневия превратится (Иона. 3, 4), то есть погибнет, но когда они прибегнули к покаянию, облеклись во вретище и постились, то Господь отвратил гнев Свой от них и помиловал их. Много есть и других примеров того, что чрез покаяние люди получали милость от Господа. Итак, советую вам и прошу: Бога ради, не устрашайтесь так крепко смерти, но успокаивайте себя, предаваясь воле Божией, и помните апостольское слово: аще убо живем, аще умираем, Господни есмы (Рим. 14, 8), и когда не предназначено кому в настоящее время умереть, то, верно, живы будем. Да и что есть смерть? Она только перехождение от смерти в живот, от скорби в отраду; теперь мы веруем, а тогда лицом к лицу узрим то, чему веруем. Будьте же спокойны, взывайте ко Господу: Не умру, но жив буду и повем дела Господня (Пс. 117, 17); Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс. 117, 18). С преданием себя в волю Божию, молитесь Ему и Пречистой Деве Богородице, Заступнице нашей, и Господь вас да сохранит».

А вот как утешал своих духовных детей другой почтенный пастырь, когда в 1847 году холера наводила страх и ужас на всю Русскую землю:

«Что если Бог уже положил наказать за наши грехи губительным поветрием и смертельною заразою? — говорил он. — Ничего: если и положил наказать, то отложит, когда мы помолимся Ему. Бог неизреченно человеколюбив и благопременителен. По молитве нашей, для нашего блага, для нашего счастья, для нашего спасения Он останавливает смертоносную заразу, за наши грехи распространяющуюся, и запрещает дуть губительным ветрам, нашими беззакониями возбужденным. Иудейский царь Езекия был болен; Бог послал пророка сказать ему, чтобы он приготовился к смерти. Царь, выслушав пророка, заплакал и обратился к Богу с молитвою. Что же? Пророк не успел выйти из царского дома, как Бог повелел ему воротиться и сказать царю, что Бог отложил его смерть и что дает ему пожить еще пятнадцать лет. Вот как Бог милосерд к тому, кто с покаянием к Нему обращается! Но только та надежда на Бога свята и безопасна, которая рождается от молитвы к Богу и сопровождается молитвою. Итак, наперед помолимся Господу Богу, чтобы Он избавил нас от губительного поветрия и смертоносной заразы, и тогда успокоимся, уверимся, что Бог помилует и спасет нас. Кто молится, тот и надеется, тот и покоен. Некоторые говорят, что мы надеемся на Бога. На кого же и надеяться, как не на Бога? Говорят, что надеются, а между тем в душе очень непокойны, все боятся. Что это значит? То, что у этих людей нет надежды на Бога; надежда на Бога у них только на языке, а не в душе. «Где же взять мне надежду на Бога, когда ее нет у меня, когда я не могу иметь ее в душе?» — спросишь. В ответ тебе повторяю то, что сказал: молись, и будешь надеяться. Тот только истинно надеется, кто молится. У тебя оттого и нет в душе надежды, что ты или не молишься, или молишься не от души…  «Когда я один сам с собою думаю о том, чтобы как не умереть от свирепствующей ныне болезни, — говорил тот же пастырь, когда болезнь похищала его духовных детей, — то никак не могу вполне себя успокоить: все робость на меня нападает, и особенно когда увидишь или услышишь, что такой-то умер: тут малейший болезненный признак заставляет бояться, тревожиться, смущаться. Но когда, при этих думах и опасениях, к Тебе, Господи, мысленно я обращаюсь, о Тебе вспоминаю, весь страх мой проходит, я бояться перестаю, я совершенно покоен становлюсь, потому что тогда Ты, Господи, меня успокаиваешь. Как птичка, когда вырвется из клетки на волю, тотчас начинает весело летать по воздуху и петь любимую свою песнь, так, когда обращаюсь от тревожных мыслей к Тебе, Господи, песнь царя пророка с весельем пою: Господь пасет мя и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя. Аще и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс. 22, ст. 1, 2, 4). Да, братия, всякий страх, всякое опасение оттого особенно нас тревожит и смущает, что мы к Богу обращаться забываем, о Боге вспоминать не стараемся».

Итак, братия, берите все предосторожности, какие знаете, против угрожающей опасности, пользуйтесь предохранительными средствами, какие имеете против опасной болезни, а при очевидных ее признаках ко врачам прибегайте (ибо в слове Божием сказано: Почитай врача противу потреб честию его. — Сир. 38, 1), но не забывайте главнейшего: как скоро начнете несколько опасаться чего, бояться, смущаться, тотчас обращайтесь с молитвою ко Господу Богу, Спасителю нашему, сотворите хотя краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, спаси и помилуй меня, грешного»; оградите себя хорошенько, не спеша крестным знамением — этим щитом духовным от всякой опасности, видимой и невидимой; призывайте на помощь Матерь Божию, Царицу Небесную, нашу всегдашнюю усердную Заступницу, святых угодников Божиих, особенно тех, к которым мы всего чаще прежде прибегали, и тогда боязнь ваша пройдет, вы ободритесь, успокоитесь.

Читайте, повторяйте про себя сей святой псалом царя-пророка: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит » (Пс. 22), —  повторяйте чаще тотчас, как начнете несколько робеть и бояться, тогда Господь Бог Сам вас успокоит, и спасет, и помилует».

Прот. Путятин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *