Размышления на слова от Ионы

« И виде Бог дела их, яко обратишася от путий своих лукавых: и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори »(Ионы. 3, 10)

В настоящее время мы, кажется, находимся почти в таком же положении, в каком находились некогда ниневитяне после того, как Иона пророк от имени Божия возвестил им, что их ожидает скоро погибель. Правда, среди нас не являлся пророк с грозными предсказаниями. А эта болезнь, страшная и губительная, которая около трех месяцев тому назад появилась в одной из наших окраин и до сих пор, несмотря на все употребленные правительством против нее меры, не прекращена, не уничтожена, — не Божия ли она угроза и не пророческое ли предсказание, что и нас, может быть, ждет погибель, подобная той, какая ждала некогда, согласно предсказанию Ионы, ниневитян-язычников?

Скажет ли кто: «Мы христиане, мы не язычники». Так что же? Положа руку на сердце, можем ли с уверенностью сказать, что мы не заслуживаем угроз Божиих, что нас не за что особенно строго наказывать, что мы невинны, чисты, праведны? Да так ли мы во Христа веруем и так ли соблюдаем Его святой закон, как Он научил, как Он заповедал? Нет ли среди нас маловерующих, неправо верующих, хладнокровных к вере и Церкви? Нет ли среди нас христиан, жизнь которых нисколько не отличается от жизни язычников? Те кланялись идолам, — а наша гоньба, например, за богатством, часто не разбирающая никаких мер и средств, эти миллионные воровства, о которых то и дело идут судебные разбирательства, — что это, как не идолопоклонство своего рода, притом более гибельное, чем идолопоклонство древних язычников? А этот разврат, который, не стыдясь, разгуливает по улицам и переулкам нашим, — что это опять, как не служение древней Астарте, чем особенно прогневляли Бога язычники? Этот нигилизм, все отрицающий и готовый ниспровергнуть все, и самую веру, отрадное ли явление? Не достойное ли, напротив, грозной кары, строгого наказания?

Поневоле подумаешь, что грозящая нам болезнь — Божеское предостережение, какое дано было в древние времена ниневитянам. Против угрожающей нам болезни приняты в последнее время энергичные меры: посылаются врачи, отряжаются воинские команды, учреждаются карантины и т. п. Прекрасно, но отчего бы прежде всего и нам не прибегнуть к той мере, к какой прибегли древние ниневитяне в подобных обстоятельствах? Те решились наложить на себя пост и затем крепко вопиять к Богу и обратиться каждый от злого пути своего и от насилия рук своих в надежде, что, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от них пылающий гнев Свой, и они не погибнут (см. Иона. 3, 8 и 9). Надежда эта сбылась: и виде Бог дела их, яко обратишися от путий своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Иона. 3, 10). Не спасительна ли будет и для нас та же самая мера?

Братия мои! Да если Бог грозит наказанием, то кто же может и отвратить его, как не Он, Всесильный, как не Он, Премилостивый? Ведь захочет Он наказать — кто Ему воспрепятствует? Какая наука? Какое земное могущество? Что же нам воспрещает, как древним ниневитянам, обратиться к Нему и крепко возопить в мольбах своих? Он же Сам сказал нам по преимуществу: Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7, 7); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).

Но мало только молиться, нужно раскаяться искренно; нужно, чтобы каждый из нас обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Иначе какое мы дадим доказательство, что сознаем над собою тяготеющую руку Божию и что наша молитва к Нему вполне искренна? Молились некогда израильтяне, постились, ходили в храм, приносили жертвы, чтили все праздники. Что же сказал им Господь после того, как, молясь и служа Ему наружно, они нисколько не исправлялись внутренне и не переставали от злодейств своих? К чему Мне множество жертв ваших?.. Я пресыщен всесожжениями… новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня… Я не могу снести их. Но омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову! Тогда придите — и рассудим (Ис. 1, ст. 11, 14, 16-18). Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет… Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я» (Ис. 58, 8-9). Не таковы ли должны быть и наши молитвы и наше покаяние, особенно теперь, ввиду страшной, угрожающей нам Божественной кары? Кто знает, может быть, еще умилосердится Бог и отвратит пылающий гнев Свой, и мы не погибнем. Увидит Он наши дела, что мы обратились от злого пути своего, и пожалеет о зле, о котором сказал, что наведет на нас, и — не наведет. Все в Его власти, все в Его милости! Даже если бы тяжкое наказание и постигло нас, сокрушит ли оно наш дух и доведет ли нас до отчаяния, если мы исправимся и очистим сердца свои? Чиста будет душа, спокойна совесть: чего же нам бояться? О чем много тревожиться? Ведь мы не для земли только созданы; ведь есть для нас иная, лучшая жизнь! Твори же, Господь, Свою волю, благую и праведную! Он Судия — Он же и Отец наш, неусыпно заботящийся о нашем благе и бесконечно нас любящий.

Итак, ввиду угрожающей нам печали, Божия посещения, не будем пренебрегать никакими мерами, какие предписывает наука и обыкновенная житейская опытность, но выше всех этих мер поставим меру религиозную, пламенную мольбу и собственное исправление. Тогда и только тогда никакое земное бедствие не будет для нас страшно. У нас же есть усердная и всесильная Помощница, Утолительница печалей наших — Пресвятая Дева, Матерь Божия. Будем чаще обращаться к Ней в мольбах своих, и затем: «сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

Прот. М. Предтеченский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *